Почему на кедах adidas три полоски и при чем тут ссора братьев-владельцев

. Один из них продолжил семейное дело, но под новым брендом — Puma
Обновлено 19 июля 2022, 14:40
<p>Адольф &laquo;Ади&raquo; Дасслер&nbsp;показывает результат своего труда &mdash; кроссовки с тремя полосами, выставленными в магазине&nbsp;в Германии в 1973 году.&nbsp;За 25 лет до этого он разругался со страшим братом, вместе с которым основал фирму по производству обуви&nbsp;Gebr&uuml;der Dassler. На ее основе Ади&nbsp;запустил бренд adidas, а Рудоль Дасслер &mdash; компанию Ruda, вскоре переименованную в Puma.&nbsp;</p>
Фото: Brauner / Ullstein Bild via Getty Images

Адольф «Ади» Дасслер показывает результат своего труда — кроссовки с тремя полосами, выставленными в магазине в Германии в 1973 году. За 25 лет до этого он разругался со страшим братом, вместе с которым основал фирму по производству обуви Gebrüder Dassler. На ее основе Ади запустил бренд adidas, а Рудоль Дасслер — компанию Ruda, вскоре переименованную в Puma.

В этом году adidas показал сразу две коллаборации с люксовыми брендами — Gucci и Balenciaga (и это не считая сотрудничества с Prada, которое длится с 2019 года). Практически каждую вещь украшают три полосы, почерк спортивного гиганта. Но как они появились?

<p>Сегодня adidas &mdash; это не только кроссовки, но и одежда, в том числе выпущенная в сотрудничестве с люксовыми брендами. Например, в коллаборации с Gucci спортивный гигант сделал олимпийки, джоггеры, футболки и даже классические костюмы &mdash; разумеется, с фирменными тремя полосами и трилистником.</p>
Фото: gucci.com

Сегодня adidas — это не только кроссовки, но и одежда, в том числе выпущенная в сотрудничестве с люксовыми брендами. Например, в коллаборации с Gucci спортивный гигант сделал олимпийки, джоггеры, футболки и даже классические костюмы — разумеется, с фирменными тремя полосами и трилистником.

Изначально на кроссовках adidas было две полосы, которые символизировали двух братьев. Бренд основал немец Адольф «Ади» Дасслер, который пошел по стопам отца-обувщика и уже потом подключил к обувному производству старшего брата Рудольфа. В 1924 году они открыли фабрику Gebruder Dassler Schuhfabrik («Обувная фабрика братьев Дасслер»), на которой делали шиповки — специальную обувь для спортсменов с шипами на подошве. Полосы имели не столько эстетическое, сколько практическое значение: Дасслеры размещали их на боковой стороне со значительным расстоянием друг от друга, что помогало скрепить обувь и придать ей структуру. Уже впоследствии, когда шиповки попали на крупные спортивные соревнования, полосы стали отличительным элементом компании.

<p>Шиповки adidas с тремя полосами, 1954 год. В тот год Адольф Дасслер отвечал за экипировку сборной Германии на Чемпионате мира по футболу в Берне, и во многом&nbsp;благодаря его задумке &mdash; шипам, которые можно было менять в зависимости от состояния поля, &mdash; немцы стали победителями. После матча продажи шиповок adidas выросли с 800 до 2 тыс. пар в день.&nbsp;</p>
Фото: adidas-group.com

Шиповки adidas с тремя полосами, 1954 год. В тот год Адольф Дасслер отвечал за экипировку сборной Германии на Чемпионате мира по футболу в Берне, и во многом благодаря его задумке — шипам, которые можно было менять в зависимости от состояния поля, — немцы стали победителями. После матча продажи шиповок adidas выросли с 800 до 2 тыс. пар в день.

После Второй мировой войны Дасслеры разругались. По какой причине, неясно по сей день. Одни утверждали, что ссора произошла из-за жен братьев, которые не ладили между собой, но были вынуждены жить под одной крышей, а другие предполагали, что Адольф сдал Рудольфа американским оккупантам под предлогом его сотрудничества с гестапо, чтобы убрать из бизнеса.

Так или иначе, Дасслеры разделили предприятие и отказались от использования семейной фамилии, пусть к тому времени и уже очень известной. Рудольф зарегистрировал бренд RuDa (Rudolf Dassler), который из-за неблагозвучности вскоре переименовал в Puma, а Адольф выбрал в качестве нового названия Adidas (Adi Dassler).

<p>Футболист Франц Беккенбауэр&nbsp;в рекламной кампании adidas, 1967 год. Этот костюм стал первым предметом одежды бренда, который до этого славился только своей обувью.&nbsp;</p>
Фото: adidas-group.com

Футболист Франц Беккенбауэр в рекламной кампании adidas, 1967 год. Этот костюм стал первым предметом одежды бренда, который до этого славился только своей обувью.

Оставался вопрос по использованию полос: ни один из братьев не мог помещать их на свои шиповки, но Ади придумал добавить между двумя полосами третью — так он сохранял отличительный знак и при этом не нарушал договоренность. Но к тому моменту бренд с тремя полосами уже существовал — финский производитель спортивной одежды Karhu. Как гласит легенда, в 1949 году Дасслер выкупил права у его владельца за €1,6 тыс. и две бутылки виски.

Сегодня три полосы так же узнаваемы, как и само название бренда adidas. Они используются в качестве самостоятельного элемента, размещенного по бокам уже не только обуви, но и одежды, а также как составная часть логотипа. Их у компании по меньшей мере три: треугольник (линия Performance для профессиональных спортсменов), трилистник (линия Originals с повседневными вещами и историческими моделями) и круг (линия Style, созданная в сотрудничестве с другими брендами). Также для всех линий свойственно сочетание трех горизонтальных полос и названия adidas.

Логотипы adidas: треугольник &mdash; линия&nbsp;Performance для профессиональных спортсменов; круг &mdash; линия Style, созданная в сотрудничестве с другими брендами; три горизонтальные полосы &mdash; свойственны для всех линий.
Фото: Shutterstock

Логотипы adidas: треугольник — линия Performance для профессиональных спортсменов; круг — линия Style, созданная в сотрудничестве с другими брендами; три горизонтальные полосы — свойственны для всех линий.

Впрочем, несмотря на узнаваемость символа, зарегистрировать его как товарный знак не удалось. В 2019 году Европейский суд постановил, что «три параллельные равноудаленные полосы одинаковой ширины, нанесенные на продукт в любом направлении», недостаточно отличительны, а сам бренд не смог доказать, что потребители ассоциируют элемент исключительно с ним.

Поделиться
Авторы
Теги