
Исполнительный директор онлайн-брокера Exante Анатолий Князев в свое время создал самый доходный биткойновый хедж-фонд в истории, а сейчас активно продвигает технологию блокчейн и помогает крупным инвесторам зарабатывать более чем на 50 рынках мира. В прошлом году его компания Exante стала фигурантом знаменитого дела о краже пресс-релизов в США, из которого ей удалось выйти без проблем. О том, как отношения с SEC повлияли на его бизнес и почему блокчейн спасет Россию от западных санкций, финансист рассказал РБК.
«Никто не доказал, что теханализ работает»
- В финансовую сферу меня привел интерес к числам. 15 лет назад фондовые рынки казались мне глобальной игровой площадкой, на которой одни умные парни пытались получить деньги у других умных парней, однако, в отличие от азартных игр, там мало чего решал случай. Все объяснялось действиями людей — неважно, насколько рациональны или иррациональны они были. В конечном счете здесь интеллект выступал против интеллекта.
- Я учился в МГУ имени М.В.Ломоносова на факультете вычислительной математики и кибернетики. Трейдингом занялся, еще будучи студентом. Это забавная история, которую я люблю всем рассказывать: сперва я попал на курсы по торговле на рынке форекс, прошел их и даже получил сертификат, но поскольку там преподавали технический анализ и никто не мог мне объяснить, как же он работает, я стал искать другие подходы к торговле как к бизнесу. Так я и пришел на фондовый рынок.
- Я считаю, что технический анализ не работает, потому что никто еще не доказал обратного. Бремя доказательства лежит на утверждающем. Мы занимались в первую очередь статистическим арбитражем, то есть попыткой найти какие-то закономерности в поведении рынков.
- Мы никогда не прибегали к фундаментальному анализу и оценке компаний, как это делают, к примеру, Уоррен Баффет или другие инвесторы. Мы математически определяли некие свойства инструментов, которые нам могут быть интересны, и искали их во всей вселенной ценных бумаг, в основном среди фьючерсов.
- В 2008 году, когда мы занимались онлайн-трейдингом, а не развитием Exante, у нас была отличная осень. Благодаря высокой волатильности мы очень хорошо заработали на фьючерсах на мировые индексы (S&P500, FTSE, DAX). Доходность сделок составила около 40% за месяц.
- Наши клиенты часто пытаются идти вглубь, искать более сложные закономерности в инструментах, к которым они привыкли — например, во фьючерсах на индекс РТС или паре доллар-рубль. А мы им говорим: вы лучше возьмите простые закономерности и идите вширь.
- Американский рынок сильно зарегулирован. Если ты американец и торгуешь через американского брокера, то тебе доступны только те международные инструменты, которые разрешил регулятор. То есть как клиент американского брокера ты не сможешь, скорее всего, купить даже фьючерс на индекс РТС, потому что его нет в списке разрешенных активов Commodity Futures Trading Commission. А вот если ты американский клиент европейского брокера, то ты можешь покупать все что угодно.
В августе 2015 года Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) сообщила о масштабной инсайдерской схеме, в которой были задействованы хакеры из России и Украины. По данным регулятора, с 2010 года преступники украли с серверов и передали брокерам-подельникам более 150 тыс. неопубликованных пресс-релизов публичных компаний, информация из которых впоследствии использовалась для инсайдерских торгов. Exante фигурировала в материалах SEC как один из возможных бенефициаров преступной схемы. Комиссия заявляла, что структуры, связанные с Exante, заработали благодаря украденным пресс-релизам около $28,3 млн. По итогам расследования, которое завершилось в феврале 2016 года, SEC сняла с Exantе обвинения.
- Из всех фигурантов дела об инсайдерских торгах в США мы единственные, кто не заплатил штраф и не подвергся никакому взысканию со стороны американских властей. SEC после полугодового расследования с микроскопом признала, что у нее нет к нам никаких вопросов.
- Все негативные эффекты от расследования SEC уже сошли на нет, но вторая половина 2015 года была действительно сложной. Мы наблюдали отток клиентов. Все хотели знать, что происходит. Кто-то хотел забрать свои деньги, к нам были вопросы от банков и контрагентов. В итоге мы неплохо «прокачались» в юриспруденции разных стран мира. Вообще в таких историях выигрывают в основном юристы. Независимо от исхода расследования они свои деньги получат.