Перейти к основному контенту
Финансы⁠,
0

Глава Эксперт РА — РБК: «Любой кредитный рейтинг — это мнение агентства»

Почему агентства дают разные рейтинги одним и тем же компаниям и почему часть компаний не захочет их получать, РБК рассказал генеральный директор «Эксперт РА» Сергей Тищенко
Сергей Тищенко
Сергей Тищенко (Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»)

— Как вы оцениваете готовность эмитентов и финрынка к вступлению новых норм с 14 июля?

— Мне не известны компании и банки, которые резко лишатся источников фондирования после 14 июля. Поэтому я не думаю, что будут какие-то катаклизмы, которые могут привести к нежелательным последствиям на финансовом рынке. ЦБ очень аккуратно подходит к введению новых правил для предотвращения серьезных шоков.

— ЦБ пока одобрил вам лишь две методологии более чем из десяти возможных. Как обстоят дела с остальными?

— На текущий момент «Эксперт РА» подготовило все 15 действующих методологий по новой шкале, которые уже собрали замечания участников рынка, и направило в ЦБ. Однако пока что ЦБ согласовал только методологию по банковскому рейтингу и по рейтингам регионов. Сейчас мы дожидаемся согласования методологии по иным типам эмитентов и финансовым инструментам, но самые важные — это, на наш взгляд, методологии по рейтингам облигаций и по корпоративным рейтингам. Мы надеемся на их согласование в самое ближайшее время.

— Сколько рейтингов поддерживает «Эксперт РА» на данный момент? Сколько рейтингов вы планируете присвоить до конца года?

— На сегодняшний день агентством присвоено и поддерживается более 600 рейтингов, около 430 из них — это кредитные рейтинги эмитентов и финансовых инструментов. Большая часть из них уже пересмотрена по новым методологиям.

Что касается наращивания клиентской базы, то в текущей ситуации для нас главная задача — не столько ее наращивание, сколько сохранение. Из-за роста стоимости рейтинговых услуг и изменения методологий некоторые компании и банки, в первую очередь небольшие и средние, не считают для себя целесообразным поддерживать кредитные рейтинги: это либо дорого, либо уровень рейтинга не подходит под изменившиеся регуляторные требования. Однако вместе с тем мы ощущаем сильный интерес крупного бизнеса, который ранее предпочитал сотрудничать с иностранными агентствами.

Рейтинговый передел: как изменился финансовый рынок России после 14 июля
Финансы
Фото:Сергей Савостьянов / ТАСС

— Возникали ли какие-то трудности при пересмотре рейтингов в связи с новой шкалой?

— Присвоение рейтинга — это сама по себе очень трудоемкая работа. При переходе на новую шкалу мы столкнулись с ситуацией, когда клиенты стали чаще подавать апелляции. Раньше тоже была такая возможность, но ее не так часто использовали. В ситуации, когда мы сделали шкалу более дробной, некоторые клиенты оказываются в нижней категории градации, и это не всех радует.

— Почему так мало прорейтинговано регионов? Они не пользуются спросом?

— На самом деле интерес регионов очень большой. Более того, ЦБ старается стимулировать этот интерес, организуя круглые столы для региональных властей и эмитентов по облигационному финансированию. Рейтинговые агентства широко вовлечены в эти мероприятия, и есть все основания считать, что до конца года количество регионов с национальными кредитными рейтингами существенно возрастет. Важно понимать, что закупки рейтинговых услуг осуществляются на конкурсной основе и с момента принятия региональными властями решения о получении кредитного рейтинга до публикации рейтинга может пройти как минимум несколько месяцев.

Сергей Тищенко
Сергей Тищенко

— Сильно ли различаются рейтинги одних и тех же банков у вас и конкурентов?

— Ситуация, когда разные агентства присваивают одному эмитенту разные рейтинги, абсолютно нормальна. Даже если шкалы у двух агентств почти идентичны, методологии все равно остаются разные. Любой кредитный рейтинг — это мнение агентства, то есть несет элемент субъективизма. По этой причине ЦБ считает необходимым создать карту мэппинга для двух агентств, но, насколько я знаю, она пока что не готова из-за недостаточности статистических данных по некоторым участникам рынка.

Разные методологии — это одна из основ конкуренции на рейтинговом рынке. При присвоении рейтингов действует два фактора: у каждого рейтингового агентства есть матрица дефолтов, которая накапливает статистику по рейтинговым действиям. Эта статистика подтверждает или не подтверждает правильность методологии и процедур. Если на матрице дефолтов по какому-то из значений шкалы будет заметное отклонение от среднего, то регулятор вправе обратить на это внимание и потребовать объяснений, а может, и корректировки самой методологии.

Очевидно, что агентства не заинтересованы в том, чтобы происходили дефолты эмитентов с рейтингами, по которым их вероятность должна быть меньше, поскольку репутационные риски весьма велики. Деятельность агентств публична, и скрыть какие-то нежелательные факты не получится. Поэтому, с одной стороны, агентства заинтересованы в том, чтобы рейтинг был как можно ниже.

Но есть другая сторона: если агентство работает на конкурентном рынке, то оно заинтересовано в борьбе за клиента, который всегда хочет рейтинг выше, чем заслуживает. Эти две силы таким образом устанавливают баланс в рейтинговых оценках.

Глава АКРА — РБК: «Не все были готовы к окончанию переходного периода»
Финансы
Екатерина Трофимова

— Стоит ли ожидать каких-то неожиданностей, связанных с новыми рейтинговыми требованиями?

— Я думаю, что серьезных потрясений ожидать не стоит, так как все, кто хотел получить рейтинги, их получили, либо скорректировали планы по привлечению финансирования, либо уже в стадии переговоров с аккредитованными агентствами.

— Некоторые крупные компании могут лишиться интереса со стороны пенсионных фондов в плане новых выпусков, так как у них нет рейтингов аккредитованных агентств. Будет ли это проблемой для компаний и пенсионных фондов?

— В любой крупной компании очень серьезно относятся к планированию финансовых потоков, и я думаю, если у них нет действующих рейтингов аккредитованных агентств, то у этих компаний есть иные источники привлечения средств и у них пока нет планов выходить на долговой рынок.

Что касается пенсионных фондов, то, я думаю, проблема преувеличена: фонды вкладываются в долгосрочные инструменты, и вряд ли в промежутке, пока крупные компании будут получать кредитные рейтинги, будет гаситься так много бумаг.

— Но не все же так гладко?

— Все ограничения в связи с переходом на национальные рейтинги можно обобщить одним главным постулатом: ЦБ РФ значительно повысил требования к финансовой устойчивости эмитентов через методологии аккредитованных агентств, и мы уже видим, что для некоторых компаний и банков этот процесс проходит достаточно болезненно.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 14:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 14:51
Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества Тимура Иванова Политика, 15:07
Запасы биткоинов SpaceX за два месяца сократились на $500 млн Крипто, 15:05
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Губернатор Красноярского края проверил работу предприятий АПК Пресс-релиз, 14:59
Основатель «Белой дачи» связал запоздалое завещание с крахом бизнеса Бизнес, 14:57
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
Движение вверх: что авиации дает прогноз погоды Национальные проекты, 14:52
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
В чем проявляется эстетика бренда. Разбираем на примере IKEA и Patagonia Образование, 14:50
Россия и Индия обсудили вывод космических станций на одну орбиту Политика, 14:42
Защита Лурье назвала срок принятия решения по соглашению с Долиной Общество, 14:41
Бронзовый призер Евро-2008 получил работу в клубе РПЛ Спорт, 14:40
Технологии в деле: как цифровые решения усиливают крупный бизнес РБК х МТС Бизнес, 14:39
В Индии предложили запретить отключение «слежки» за смартфонами Технологии и медиа, 14:32
Крымская классика: гедонистический маршрут по полуострову РБК и ВТБ, 14:28