Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Новак заявил о готовности поставлять газ по уцелевшей нитке Nord Stream 2 Бизнес, 18:43
Военная операция на Украине. Главное Политика, 18:42
Принудительно, а не добровольно: как решить проблему мусоропереработки Партнерский проект, 18:42
Президент РФС назвал жестким приговор бывшему директору «Чертаново» Спорт, 18:37
Путин подписал указ о внесении в Конституцию упоминаний новых регионов Политика, 18:32
Почему за бездомных собак должны отвечать люди Партнерский проект, 18:19
Решетников назвал излишне консервативным прогноз Всемирного банка по ВВП Экономика, 18:18
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Путин оценил работу Кравцова фразой из басни про кукушку и петуха Политика, 18:15
В Подмосковье пообещали выплатить мобилизованным по 200 тыс. руб. Политика, 18:06
«Вопрос времени». Как будут наказывать за криптоплатежи в России Крипто, 17:59
Московский зоопарк купит дружелюбного моржа за 20 млн руб Life, 17:58
Лихач-контроль: как снизить число превышений скорости на дорогах России Партнерский проект, 17:56
Глава РФС прокомментировал ситуацию с матчами против Боснии и Ирана Спорт, 17:56
СК подтвердил возбуждение первого дела об уклонении от мобилизации Политика, 17:53
Бизнес ,  
0 

Глава X5 — РБК: «Розница всегда адаптируется к новым условиям»

Исполнительный директор X5 Retail Group Стефан Дюшарм рассказал РБК о том, в чем его компания выигрывает от кризиса, как на ее работу влияют санкции и что нынешней российской аудитории нужно от супермаркетов
Исполнительный директор X5 Retail Group Стефан Дюшарм
Исполнительный директор X5 Retail Group Стефан Дюшарм (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

— Российская экономика сейчас не в лучшем состоянии: покупательная способность населения заметно снизилась, из-за девальвации рубля подскочили цены на продукты, инфляция продолжает оставаться на высоком уровне. Как это отразилось на ваших потребителях, изменился ли средний чек?

— Экономика сейчас действительно не в самом простом состоянии. Покупатели осторожны, они стали чаще ходить в магазины формата «у дома» и реже — в супермаркеты и гипермаркеты. Это касается не только X5 Retail Group, но и всей розницы. Поскольку мы мультиформатный ретейлер, с одной стороны,​ для нас это позитивно, а с другой — немного негативно.

У потребителя произошло снижение реальных доходов. Поэтому он более внимательно смотрит на цены, ищет акции, и если в категории есть более дешевое предложение, выбирает товары «первой цены». Наша задача — следить за покупателем и постараться помочь в этой ситуации. Мы достаточно активно проводим акции и усилили нашу работу с поставщиками по сегменту «первой цены».

— Если говорить об оттоке покупателей из супермаркетов и гипермаркетов, как вы думаете, причина только в изменении потребительского поведения или есть причины внутри компании и самих магазинов?

— Недавно был юбилей сети «Перекресток», он вообще был первым супермаркетом в России. Мы видим, что, несмотря на кризис, в России есть средний класс, в основном в больших городах. Мы считаем, что средний класс хочет посещать нормальный европейский супермаркет с хорошим ассортиментом. И несмотря на все кризисные явления, качество товаров, категория «фреш», тема здоровья с каждым годом становятся все важнее для покупателя. Такую аудиторию можно обслужить в супермаркете, в котором есть широкий ассортимент таких товаров. ​Мы до сих пор верим в этот формат, те изменения, которые мы провели в «Перекрестках», принимаются потребителем. Хотя общая динамика трафика стала немного отрицательной, есть очень позитивные изменения со стороны наших потребителей формата «супермаркет».

— Немного конкретнее. Сейчас ваша наиболее эффективная сеть — «Пятерочка»? Как изменилась аудитория, выручка «Перекрестка», «Каруселей», что вы увидели в первом квартале 2015 года?

— Мы начали перестраивать «Пятерочки» еще два года назад, и эти изменения принимаются покупателем очень позитивно. Мы усилили процесс органического роста. Влияет и новый внешний фактор — текущее состояние экономики: «Пятерочка» стала бенефециаром всего этого. Но хотя одна из наших торговых сетей работает получше, чем другие, у других сетей есть свои прекрасные перспективы.

Pro
Фото: Владислав Шатило / РБК Русский транзит: как не прогореть, торгуя параллельным импортом
Pro
Фото: Fox 2000 Pictures При бессоннице лучше всего помогает снотворное. Почему это миф
Pro
Что делать сотрудникам, если нарушены их права при частичной мобилизации
Pro
Какие траты придется нести компаниям при подготовке к мобилизации
Pro
Фото: Shutterstock Если контрагент попадет под санкции. Что предусмотреть в договоре
Pro
Офисный призыв: как мобилизация повлияет на отношение к сотрудникам 50+
Pro
Фото: Stuart C. Wilson / Getty Images Сейчас тревожно не только родителям, но и детям. Вот как им помочь
Pro
Фото: Unsplash Деглобализация-2022: почему мир раскалывается на части и что будет дальше

— «Пятерочка» ваш локомотив, на нее приходится более 70% выручки группы. Инвестируете ли вы сейчас в цены, увеличили ли вы промоактивность, как это сказывается на рентабельности сети?

— Рентабельность «Пятерочки» действительно неплохая из-за нескольких факторов. Главная причина в том, что пошел трафик, он позитивен по всем регионам. Покупатели реагируют на обновленные магазины и их ассортимент. Это позволяет нам больше работать с ценами. И поставщики заинтересованы в поддержании такого локомотива роста. Это win-win для всех. А общий результат такой, что впервом квартале «Пятерочка» показала рост.

[В первом квартале 2015 года выручка дивизиона увеличилась на 34,7% в сравнении с тем же периодом прошлого года.]

— К маю 2015 года вы планировали принять новую стратегию развития гипермаркетов. «Карусель» показывает наиболее слабые результаты среди всех сетей компании. Приняли ли вы новую стратегию, каких капитальных затрат она потребует и когда мы сможем увидеть рост в показателях?

— Как мы уже говорили год назад, у «Карусели» есть свое место в X5 Retail Group. И у гипермаркетов в российском ретейле есть свое место. Наша новая стратегия более региональная, эта стратегия относительно более компактных гипермаркетов. Мы не будем участвовать в сегменте big box [гипермаркеты большой площади]. Важнейшую роль в развитии гипермаркетов будет играть собственное производство, удобство местоположения, близость к центру города.

— В каких городах вы смотрите новые площадки и о каких площадях идет речь, если вы говорите, что не пойдете в формат big box?

— Московская область — очень привлекательный регион для «Карусели», она наш главный фокус. Мы продолжаем работать в Санкт-Петербурге, несмотря на очень высокую конкуренцию, это место рождения сети. Нам интересны южные регионы.

— Сейчас оживленно обсуждается законопроект поправок в закон «О торговле», которые, по мнению участников отрасли, крайне болезненны. «Законопроект Яровой» предлагает лишить сети ретробонуса, бэк-маржи и т.д. Если он будет принят в текущей редакции, как это повлияет на вашу компанию, на отрасль в целом?

— Действительно, сейчас вокруг этого большая активность. Законопроект не один, их несколько. Нужно заметить, что текущий закон родился в 2009 году и за эти пять лет был создан неплохой баланс и в рознице, и в экономике. Был создан треугольник: поставщик, ретейлер, покупатель, и баланс этого треугольника неплохо работает.

Мы, конечно, участвуем в дискуссиях о возможных изменениях в законе. Я бы хотел только отметить, что розница — это массивная нервная система. Тысячи магазинов по всей стране, миллиарды посещений наших объектов и магазинов наших конкурентов. И я не уверен, что одно изменение поможет правильно работать во всей системе. В этой связи мы больше верим в подход саморегулирования. Мы считаем, что есть большой выбор разных инструментов работы между поставщиками и ретейлерами. Нужно сбалансированно пользоваться этими инструментами.

— В последнее время группа активно ищет нестандартные помещения для «Пятерочки» — площади «Военторга», Потребкооперации, помещения «Ростелекома». С чем это связано?

— Это настоящее партнерство в поиске магазинов. Например, в случае с «Военторгом» их сотрудники работают по нашей системе, нашим технологиям и с нашими поставщиками. Это дает возможность укрепить свои магазины. А сами объекты мы получаем по схеме обратного франчайзинга. Для нас это дополнительные возможности экспансии, поддержки роста.

«Ростелеком» — это немного другая история, мы просто используем помещения, которые они не задействуют.

— В регионах присутствия этих площадок нет других достойных помещений? Или есть какая-то другая причина?

— Я бы так не сказал. Партнерство — это дополнительный способ получения площадей. Есть разные способы поиска помещения, и нужно их использовать: это и аренда, и покупка, и стройка. Это набор инструментов, чем он богаче, тем лучше. Мы, кстати, гораздо больше в последнее время строим. Не только «Карусели», но и «Пятерочки». ​Просто надо быть более креативными.

— Учитывая текущую ситуацию будет ли сохраняться активность в M&A в этом году? Как изменится рынок по сравнению с прошлым годом, уйдут ли мелкие игроки, которые, например, будут куплены? Будут ли закрываться магазины небольших сетей?

— Текущая ситуация — это возможность для нас, нужно признать, что региональным сетям гораздо сложнее. В текущей ситуации мы видим для себя возможности как органического развития, так и M&A. Мы всегда изучаем разные сделки. Наш фокус на органическом росте, но если мы можем добавить интересную региональную сделку, мы всегда готовы, но не отвлекая команду от текущей работы.

— На форуме очень много обсуждаются санкции. Как торговое эмбарго повлияло на ваш бизнес? По словам наших многих собеседников, сети стали более сговорчивыми с поставщиками, так ли это?

— Как я уже сказал, розница — это такая нервная система, которая всегда адаптируется к новым условиям. В этом ее ценность. Мы адаптировались к ним. Были непростые моменты, произошло снижение ассортимента — это не только наша проблема, но и проблема для покупателей.

Мы действительно немного по-другому начали общаться с поставщиками. Я очень верю в концепт импортозамещения, это шанс для региональных производителей. Наш рост — это их рост. Если производители могут дать нам качественный товар, который интересен нашим покупателям, мы готовы работать даже в виде партнерства, с привлечением банков, которые профинансируют эти партнерства.

— Недавно «Дикси», сообщая данные за первый квартал 2015 года, раскрыла товарные потери из-за прямого импорта продукции, которые привели к убытку. X5 не раскрывала данных о товарных потерях, связанных с пересмотром контрактов по импорту. Были ли они велики?

— Не могу комментировать финансовые результаты конкурентов и раскрывать подробности по нашим сетям. Общая картина по каждой сети приемлемая, мы довольны.

— Но доля прямого импорта снижается в связи с изменением курсов валют?

— Доля относительно стабильная, она снижается совсем немного. Есть замены одних стран на другие. Зато увеличивается доля прямого импорта по другим товарам.

— В прошлом году вы говорили об идее листинга на российской бирже, приняли ли вы уже решение?

— Мы изучаем эту возможность, если это будет выгодно для наших инвесторов, мы это сделаем.

— Как вы планируете закончить текущий год? Есть какие-то прогнозы?

— Официального прогноза нет, мы хорошо растем​ и намерены расти дальше, конечно, сохраняя прибыльность. Мы не готовы к росту любой ценой — это должен быть хороший прибыльный рост, и мы в состоянии его достигнуть.

— Чиновники не «кошмарят» бизнес? Прокуратура ранее предпринимала попытки сдерживания цен, сейчас этого не происходит?

— Это все рабочие моменты, с которыми мы нормально справляемся. Часть ежедневной работы.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "FMCG"