Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Франц Тост – РБК: «Если ты спонсор F1 – ты не можешь проиграть!»

Франц Тост с 2006 года возглавляет Scuderia Toro Rosso – команду «Формула-1», принадлежащую австрийскому производителю энергетических напитков Red Bull GmbH. В ней под руководством Тоста начинал карьеру четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель. Владелец Red Bull – Дитрих Матешиц контролирует сразу две команды F1: кроме STR ему принадлежит и Infiniti Red Bull Racing, четырежды выигрывавшая кубок конструкторов. Кроме того, у Red Bull есть программа подготовки молодых пилотов, из выпускников которой команды «Формулы» выбирают для себя гонщиков. Именно из этой программы на F1 попал единственный в этом сезоне и самый успешный в чемпионате в целом российский пилот Даниил Квят. В интервью РБК Тост, почти 15 лет работающий в автогонке, объясняет, как Германия стала одним из крупнейших рынков для гонки и почему Россию ждет то же самое.
Франц Тост с 2006 года возглавляет Scuderia Toro Rosso – команду Formula 1
Франц Тост с 2006 года возглавляет Scuderia Toro Rosso – команду Formula 1 (Фото: РИА Новости)

– Существовала ли внутри F1 дискуссия о том, приезжать ли в Россию, учитывая политическую обстановку? Может быть, вы обсуждали это с руководителями других команд?

– Нет, не было абсолютно никакой дискуссии. И я объясню, почему. «Формула-1» – это спорт, развлечение. Мы – спортивные команды. Наша цель – развлекать людей по воскресеньям. Как только мы начнем ориентироваться на политику, мы начнем проигрывать. Потому что выяснится, что не существует практически ни одной страны в мире, где мы можем проводить гонку. Мы не могли бы проводить гонку в Китае из-за нарушений прав человека. Мы не могли бы проводить гонку в России. Мы не могли бы проводить гонку в Бахрейне и Бразилии. Даже в Германии иногда случаются протесты. И где нам оставалось бы выступать? Нигде. Честно говоря, для меня не так важно, кто прав на Украине. Для меня важно, насколько быстра будет наша машина. И это – наша самая главная цель. На все большие события – Олимпиаду, чемпионат мира по футболу или «Формула-1» – всегда найдутся критики, преследующие свои цели.

– Как вы оцениваете Сочи и организацию Гран-при здесь?

– Я хочу сказать большое спасибо [Владимиру] Путину и Берни Экклстоуну, потому что они построили здесь фантастическое место с учетом олимпийской инфраструктуры. Прекрасные отели, очень интересный трек. Я рад быть здесь и надеюсь, что мы будем проводить здесь гонку в ближайшие 100 лет.

– 100 лет?!

– Да, почему нет?! Атмосфера очень хорошая. У нас были некоторые опасения, но мы прибыли из Японии, и я могу сказать, что таможня, например, здесь сработала очень быстро – быстрее даже, чем в Англии. Мне в Хитроу, например, требуется больше времени. Все было довольно быстро. Отели, как я уже сказал, прекрасные, еда хорошая, люди очень отзывчивые. К тому же рядом море и горы! Здесь все прекрасно.

– Как вы считаете, не рано ли Даниилу переходить в топ-команду после всего одного сезона в F1?

– Всегда большой вопрос, когда именно слишком рано, а когда – слишком поздно. Но все-таки слишком рано – лучше, чем наоборот. Потому что если слишком поздно, то дверь уже закрыта. В Infiniti Red Bull Racing после ухода Феттеля появилось свободное кресло, и в мы в Red Bull убеждены, что Квят – правильная персона, чтобы быть в нем. Я абсолютно уверен, что его ждет большой успех: он очень высококлассный пилот, у него фантастическая природная скорость, он любит спорт, он дисциплинирован и очень трудолюбив. Поэтому я не вижу ни одной причины, по которой он не должен быть там. Возможно, первая половина следующего сезона будет для него не очень простой, но как только он адаптируется – его ждет успех.

– Было ли запланировано, что в случае ухода Феттеля это место займет именно Квят. Или все произошло спонтанно?

– Нет, это абсолютно не было запланировано. Я узнал об этом в 6 утра в субботу по телефону. Феттель сообщил о своем решении поздно вечером в пятницу. Ни в Red Bull, ни я не ожидали, но нам нужно было реагировать. И мы отреагировали.

– Можете ли вы раскрыть секрет, кто и как решает, сколько стоит разместить свой логотип на машине в «Формуле-1»?

– Это решает команда. Все просто. Чтобы провести сезон, команде требуется определенная сумма денег. Например, команде уровня Toro Rosso на сезон нужно около €150 млн. Самое дорогое место для рекламы – на монококе – это €45–50 млн, рядом с мотором – около €40 млн. Суммы, конечно, различаются в зависимости от команды. У всех команд только два источника денег – от спонсоров и от FOM [компания Formula One Management, промоутер «Формулы-1», по итогам сезона выплачивает командам часть доходов от телевизионных трансляций, в зависимости от места, которое команда заняла в сезоне]. В топ-командах суммы намного больше, но источника все равно только два.

– У вас есть возможность выбирать, с какими спонсорами работать, а с какими – нет?

– Мне лично нравятся любые спонсоры! Но конечно, в некоторых странах есть ограничения, запрещающие размещать рекламу табака или алкоголя – поэтому, например, у Ferrari есть контракт с Philip Morris, они получают деньги, но рекламы их сигарет вы на машине не увидите.

– В командах сидят большие отделы маркетинга, ответственные за привлечение спонсоров?

– Мы с вами сейчас говорим об огромных суммах денег. И правильнее, конечно, называть это не спонсорскими контрактами, а инвестициями в команды «Формулы-1». Если компания понимает, что автоспорт ей подходит для маркетинговой стратегии – они приходят, и переговоры начинаются. Я всегда говорю: если ты спонсор F1 – ты можешь только выиграть, ты не можешь проиграть. Почему? Потому что это происходит каждый второй уик-энд во всем мире – мы начинаем в австралийском Мельбурне, потом мы перемещаемся в Малайзию, затем в Китай, возвращаемся в Европу, затем едем в Канаду, из Канады снова в Европу, потом в Сингапур, Японию, сейчас вот прилетели в Россию, из России полетим в Бразилию, дальше Абу-Даби. Как видите, F1 покрывает почти весь мир. Международные компании используют ее, чтобы повысить лояльность к своим брендам, улучшить имидж и т.д. Конечно, €30 млн или €40 млн – большие деньги. Но если вы вспомните, что речь идет почти обо всем мире и что 5 секунд рекламы по ТВ вечером будут стоить вам €20–30 тыс. евро. А потом вспомните, что обычно, когда по ТВ начинается реклама, вы переключаетесь на другой канал… Во всяком случае, я всегда так делаю! Но если вы смотрите гонку F1 или футбольный матч – вы точно не переключаетесь! Это огромное преимущество спорта как рекламного инструмента.

– А когда вы выбираете, кого из пилотов брать в команду, для вас важно, можно ли будет найти для них спонсоров?

– Нет, мы об этом не думаем. Мы в Red Bull выбираем пилотов, только основываясь на их достижениях. Если вы спросите меня про Квята, то он пришел в Toro Rosso без единого спонсора, даже вопрос об этом не стоял. Infiniti Red Bull выбрали его за его фантастические навыки и фантастическую скорость.

– А в других командах фактор спонсоров учитывают?

– Бывает. Есть некоторые команды, которые берут пилотов, если у них есть связи со спонсорами. Это другой путь.

– После появления в F1 успешного российского пилота интерес российских спонсоров к гонке вырос?

– Да. Вы знаете, когда я несколько лет назад приезжал в Россию, многие и не знали толком ничего об F1. Сейчас я уже так сказать не могу. Я видел подобное в Германии. В начале 1990-х в Германии тоже толком не было F1, они даже не показывали эти гонки! Потом появился Михаил Шумахер, начал выигрывать гонки – и теперь Германия один из главных рынков для «Формулы-1»! До того как у испанцев появился Алонсо, в Испании не было ничего. Но сейчас у них миллионы зрителей F1! Мы увидим в России то же самое из-за Дани Квята. Даня будет выигрывать гонки и, надеюсь, чемпионат, и люди будут знать об этом. Если тебе нужно, чтобы люди стали фанатами F1 или любого другого спорта, ты должен дать им героя или историю. История F1 в России развивается неплохо, а появление героя немедленно сделает интерес огромным.

– В том числе и спонсоров из России?

– Мы ведем переговоры с несколькими компаниями, и я убежден, что через некоторое время российские спонсоры у нас появятся. Теперь уже компании понимают, как это работает, как это можно использовать. Вы же помните поговорку: в воскресенье гоняйся – в понедельник продавай? Это философия F1. Но если это будет «в воскресенье выигрывай – в понедельник продавай» – еще лучше. Возьмем компанию Red Bull. До того как они пришли в F1, они неплохо продавали свой продукт. Но как только они построили успешную историю в F1 – продажи выросли немедленно. Я помню, через три недели после того, как Феттель выиграл первую гонку, мне позвонил руководитель Red Bull Germany и говорит: «Франц, ты можешь не верить, но теперь мы продаем намного больше!»

Неспортивные рекорды «Формулы-1»: главные достижения и неудачи гонки
Фотогалерея 
Самые богатые автогонщики

 

Самые высокооплачиваемые гонщики «Формулы-1» получили за сезон 2013 года, по данным Business Book GP, по €20 млн каждый. Рекордсменами стали двукратный чемпион мира серии «Формула-1» 2005 и 2006 годов Фернандо Алонсо, представляющий Ferrari (на фото справа), и выступающий за Mercedes чемпион мира «Формулы-1» 2008 года Льюис Хэмилтон. Десять самых высокооплачиваемых автогонщиков заработали вместе €100 млн. Россиян среди них не оказалось.

– Red Bull вообще представлен в таком количестве видов спорта, что начинает казаться: именно спортивные мероприятия – основной бизнес компании, а вовсе не продажа напитка.

– Нет, конечно! Это комбинация. Они делают все это, чтобы продавать свой напиток. Ferrari ведь в F1 тоже для этого: они делают рекламу – они продают машины. И Renault: они показывают, что они находятся на очень высоком технологическом уровне. И Mercedes: они демонстрируют, что они высокотехнологичная компания. Это интересно для тех компаний, которые в первую очередь ориентированы на международный рынок. Будет это «Газпром» или «Роснефть»? Возможно. Это интересно компаниям, производящим продукты, которые они хотели бы продавать за границей. Сейчас у нас, конечно, действует эмбарго, но рано или поздно оно ведь закончится. Так что весь вопрос в том, научатся ли сами компании использовать F1, чтобы повысить лояльность к своим продуктам или даже просто сообщить миру о своем существовании. Посмотрите, на нашей машине есть реклама Cepsa. Кто знал, что такое Cepsa, до F1? Но теперь все знают, что это испанская нефтяная компания, у нее есть заправки и т.д.

– Раз вы говорите, что появление героя резко поднимет интерес к F1, то, как вы думаете, будет ли Квят чемпионом?

– Он абсолютно точно будет выигрывать гонки. И у него есть способности, позволяющие выиграть чемпионат. Но выигрыш в чемпионате зависит не от одного только пилота. Нужны лучшая команда, лучшая машина и фантастический пилот. Если все это сойдется – мы увидим чемпиона.

Первый в истории «Формулы-1» Гран-при России
Фотогалерея 
Президент РФ Владимир Путин поздравляет победителя Гран-при "Формулы-1" в Сочи пилота команды "Мерседес" - Льюиса Хэмильтона.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 14:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 14:51
Увольнение как развод: какие вопросы задать сотруднику на exit-интервью Образование, 15:41
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
В Кремле назвали последствия отказа Киева выполнить требования Москвы Политика, 15:38
Telegraph узнала о просьбе Мадуро сохранить $200 млн в обмен на отставку Политика, 15:32
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27
Netflix объявила о покупке студии Warner Bros. Бизнес, 15:25
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Чем известна певица Лариса Долина и что случилось с ее квартирой 15:12
Интернет-банк ПСБ для бизнеса признан лучшим на рынке по версии Markswebb Пресс-релиз, 15:11
Белый «Облачный танцор» стал цветом года. Что это значит и как носить Life, 15:09
Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества Тимура Иванова Политика, 15:07
Запасы биткоинов SpaceX за два месяца сократились на $500 млн Крипто, 15:05
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Губернатор Красноярского края проверил работу предприятий АПК Пресс-релиз, 14:59