Неспортивные рекорды «Формулы-1»: главные достижения и неудачи гонки
«Формула-1» – не только самая популярная, но и самая дорогая гонка в мировой истории автоспорта. И рекорды на ней устанавливают не только гонщики, но и страны, принимающие спортсменов. При этом огромные инвестиции в инфраструктуру далеко не всегда оборачиваются для организаторов фантастическими прибылями. Каким – успешным или провальным – станет российский дебют в «Формуле», пока неизвестно. В преддверии старта автогонки в Сочи РБК напоминает о самых громких достижениях и неудачах в истории Гран-при.
Самые богатые автогонщики
Самые высокооплачиваемые гонщики «Формулы-1» получили за сезон 2013 года, по данным Business Book GP, по €20 млн каждый. Рекордсменами стали двукратный чемпион мира серии «Формула-1» 2005 и 2006 годов Фернандо Алонсо, представляющий Ferrari (на фото справа), и выступающий за Mercedes чемпион мира «Формулы-1» 2008 года Льюис Хэмилтон. Десять самых высокооплачиваемых автогонщиков заработали вместе €100 млн. Россиян среди них не оказалось.
Самый дорогой автодром
Строительство трассы «Яс Марина» в Абу-Даби обошлось в рекордные для автодромов F1 $500 млн. Первый Гран-при королевских гонок прошел на ней в 2009 году. Также одной из самых дорогих трасс считается «Автодром Америк», построенный за $400 млн в Остине (штат Техас). Первые гонки «Формулы-1» состоялись на этой трассе в 2012 году. Российский автодром тоже относится к дорогостоящим. Проект непрерывно дорожал: в 2011 году предполагалось, что российский бюджет потратит на него около 6 млрд руб., позднее речь шла о 11 млрд. Летом 2014 года замгендиректора компании-застройщика «Центр Омега» Александр Мохна признал, что «ориентировочная стоимость объекта приближается к 16 млрд руб. ($400 млн)».
Рекордный договор о спонсорстве
В феврале 2013 года «Формула-1» заключила пятилетнее спонсорское соглашение с авиакомпанией Emirates Airline на $200 млн. Контракт стал одним из самых дорогих в спортивной индустрии. Арабская авиакомпания должна выплачивать организаторам автогонок по $40 млн в год в обмен на то, что ее бренд будет присутствовать почти на всех этапах Гран-при. В 2014 году рекламу Emirates можно будет увидеть на 15 гонках из 19 заявленных.
Самый дорогой автомобиль, проданный на аукционе
Гоночный одноместный Mercedes W196R 1954 года, проданный в июле 2013 года на британском аукционе «Гудвудский фестиваль скорости» почти за $30 млн, считается самым дорогим автомобилем, участвовавшим в гонках «Формулы-1» и ушедшим с торгов. В 1950-е годы его пилотом был аргентинский автогонщик Хуан Мануэль Фанхио, одержавший четыре победы за немецкий бренд. После завершения гоночной карьеры Фанхио возглавлял аргентинское представительство компании.
Рекордные выручка и прибыль самой «Формулы-1»
В 2013 году компания получила рекордные доходы в размере $1,7 млрд, прибыль составила $503,7 млн. Только рекламные контракты и спонсорские пакеты принесли ей $259 млн, почти $88 млн было заработано через организацию корпоративных приемов. Около $286 млн принесли платежи от стран за право проведения гонок.
Рекордная выплата в суде
Основатель «Формулы-1» Берни Эклстоун – один из самых богатых британцев с состоянием, по оценке Forbes на 2014 год, в $4,1 млрд (369-е место в мировом списке) – умеет не только ловко зарабатывать миллиарды, но и тратить их с рекордным размахом. В августе 2014 года ему пришлось заплатить в казну Баварии $100 млн компенсации – это стало самой большой выплатой в аналогичных судебных делах Германии. 83-летний коммерсант подозревался в даче взятки в размере $44 млн бывшему менеджеру по управлению рисками баварского банка BayernLB Герхарду Грибковски при продаже в 2006 году принадлежавшего этому банку одного из активов «Формулы-1». Следствие полагало, что Эклстоун пытался снизить стоимость пакета при помощи взятки. Основатель F1 утверждал, что банкир его шантажировал. Грибковски уже был осужден за получение взяток на 8,5 лет в 2012 году, но Эклстоуна также могли привлечь к ответственности как взяткодателя. Британцу повезло: законодательство Германии позволяет в таком случае выплатить компенсацию в качестве досудебного соглашения.
Крупнейший бюджет гоночной команды
Австрийская гоночная команда Red Bull стала рекордсменом среди участников «Формулы-1» по размеру бюджета в 2013 году, сообщал немецкий еженедельник Focus. Размер годовых расходов оценивался в €370 млн, при этом сообщалось, что существенную часть бюджета команда тратит на технические исследования и разработки. Red Bull участвует в чемпионате «Формулы-1» c 2005 года и является обладателем Кубка конструкторов 2010, 2011, 2012, 2013 годов.
Рекордные убытки команды F1
В августе 2014 года британская автогоночная команда Lotus F1 Team – преемница заводской команды Renault – объявила о чистом убытке за 2013 финансовый год в размере $107,9 млн. Это рекордная сумма убытков за всю историю автоспорта. В конце 2009 года команда была продана частному люксембургскому инвестиционному фонду Genii Capital, основанному Жерардом Лопесом, известному своими инвестициями в Skype. В сезоне 2010 года команда выступала под названием Renault, несмотря на то, что была частной. C 2011 года ее спонсором и совладельцем стала компания Lotus Cars, а команда переименовалась в Lotus Renault GP. В сезоне 2012 года она снова сменила название на Lotus F1 Team. Ребрендинг не спас британцев от финансовых потерь, и сейчас Лопес ведет переговоры с новыми спонсорами, готовыми обеспечить команде долгосрочную поддержку.