Перейти к основному контенту
Обвал рубля ,  
0 

Интернет-проекты стали зарабатывать на желающих сэкономить россиянах

Больше половины россиян живут в режиме постоянной экономии, причем каждый пятый начал резать расходы «пару месяцев назад», показал декабрьский опрос ВЦИОМ. На тревоге потребителей зарабатывают небольшие интернет-проекты, помогающие тратить меньше
Копейка рубль бережет
Копейка рубль бережет (Фото: ТАСС)

Россияне станут более скупыми в ближайшие годы, и дело не только в сокращении реальных доходов, но и в том, что потребительское поведение становится рациональнее, считает директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. По данным ВЦИОМ, в IV квартале 2014 года постоянно ограничивали себя в тратах 56% населения; 21% отметили, что начали экономить недавно – для сравнения, в конце 2012-го таких было всего 13%. Создатели сервисов, позволяющих выбивать скидки из продавцов или вовсе заменить покупки арендой, считают, что пришло их время.

Лучше одолжить

В первую очередь потребители отказываются от покупки вещей «на раз», поэтому будут востребованы услуги проката, обещает создатель интернет-сервиса Rentmania Аркадий Мешковский. Rentmania помогает частным лицам поделиться своими вещами: на ее сайте зарегистрированные пользователи оставляют 10-20 новых предложений по аренде в день, и около пяти из них завершаются сделкой, утверждает Мешковский. Сейчас в каталоге – примерно 1 тыс. объявлений, взять во временное пользование можно спорттовары, бытовую технику и электронику, инструменты для ремонта, одежду, детские игрушки. Сервис рекомендует назначать стоимость аренды товара в пределах 10% от его цены. «Например, вы покупали велосипед за 15 тыс. руб., а сдаете его в аренду за 1,5 тыс. руб. на неделю», – говорится в разделе для новичков. Тут же можно скачать гражданский договор аренды.

Владеющая Rentmania компания «Неовента» зарабатывает на комиссии: пока она взимается только с прокатных компаний – с каждого платежа сервис удерживает 20%. Задача – сформировать у пользователей отношение к Rentmania как к «единому окну», где сегодня они могут взять детскую игрушку, а завтра – велотренажер или бензопилу, объясняет Мешковский. В этом году на сайте появится сервис для электронных платежей и механизм взаимного рейтингования арендаторов и клиентов. До конца 2015-го стартап, выручка которого пока составляет всего 50 тыс. руб. в месяц, надеется выйти на самоокупаемость, а затем – вернуть инвесторам привлеченные 2,6 млн руб. (в том числе 1,4 млн руб. дал государственный Фонд развития интернет-инициатив).

Не покупать лишнего рекомендует и компания «Арендориум» Александра Олехновича и Андрея Щербовича, она позиционируется как интернет-агрегатор предложений от прокатных компаний. В созданный в 2012-ом сервис было вложено 1,5 млн руб. Зарегистрировавшись на сайте Arendorium, арендодатель получает доступ к системе управления заказами, а за 300–2500 руб. в месяц (плата зависит от числа опций) получает онлайн-витрину. С каждой сделки «Арендориум» берет 15-процентную комиссию. Сейчас у «Арендориума» 150 зарегистрированных клиентов, которые разместили хотя бы одно объявление, 80% из них – прокатные компании, остальные – частные лица.

Интернет-проекты стали зарабатывать на желающих сэкономить россиянах

Одна из главных проблем «Арендориума» – доставка и возврат товаров: если пользователь сдает детский игровой комплекс за 800 руб. в месяц, а транспортировка в другой район Москвы обходится в 600 руб., операция теряет смысл, приводит пример Щербович. Поэтому в планах сервиса – интеграция со службами доставки. По словам Щербовича, пока сложно судить, вырос ли интерес россиян к совместному потреблению – «кризис только начался».

Выпускницы экономического факультета МГУ Елена Шабусова и Ольга Лобанова в 2013-ом создали сервис для проката книг FriendsBook: их идея понравилась IT-инвестору, бывшему топ-менеджеру Rambler Media Аркадию Морейнису – он стал соинвестором проекта, сами девушки вложили 700 тыс. руб. Компания «Френдз» предлагает купить абонемент на прокат определенного количества книг в течение года или неограниченного количества книг в течение трех, шести или 12 месяцев – стоимость составляет от 990 до 7,5 тыс. руб. (можно купить несколько таких абонементов) в зависимости от тарифа. Например, есть тариф «За полцены»: за один раз можно заказать не более трех книг, вернуть их нужно в течение полугода.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Получить или обменять книги можно в точках партнеров FriendsBook или через курьера за дополнительную плату. На старте у FriendsBook был лишь один пункт выдачи – небольшое помещение на Мясницкой, с октября 2014-го стартап наладил партнерство с сетью «Хорошие новости» – теперь книги можно обменять в 70 минимаркетах прессы по Москве. Сейчас в каталоге FriendsBook – более 100 тыс. наименований литературы, а число пользователей сервиса – более 5 тыс. человек, 95% из них – москвичи, остальные читатели – из Санкт-Петербурга.

Аккаунты клиентов привязаны к банковским картам: если срок абонемента закончился, а читатель продолжает держать книги на руках, то абонемент автоматически продлевается на тех же условиях. Этот метод страхует FriendsBook от невозврата книг пользователями и позволяет не брать залог за выданные издания. По словам Шабусовой, одна книжка для создателей FriendsBook окупается за 3-4 прочтения, срок жизни книги — около 12-14 прочтений, выручку она не раскрывает. «Пользователи читают все то же, что могут купить в книжных магазинах, только в три раза дешевле, а книги потом хранить не нужно», –  поясняет Шабусова.

Торг уместен

Основатели компании «Коннект2ми» – Юрий Мисолин и его партнеры – около года назад запустили, по собственному выражению, своеобразный симбиоз голландского аукциона и сервиса по совместным закупкам. Любой пользователь на сайте Сonnect2me может подать заявку на приобретение необходимой ему вещи, самостоятельно установив цену, по которой он готов ее купить – например, на 10–25% дешевле обычной стоимости товара. Установив свою планку, он вносит задаток в размере 10%. Собираемые таким путем заявки аккумулируются в грант – общую сумму предполагаемой сделки и количество продаваемых товаров, это предложение передается продавцу, который соглашается на сделку, если его устраивает средняя цена. В итоге каждый покупатель получает цену, которая устраивает именно его. В 2015 году сервис планирует добавление новых разделов – «Авто» и «Недвижимость».

 «Продавцы заинтересованы в сбыте больших партий, кроме того, в базе Connect2me – пользователи, действительно готовые купить товар, объясняет Мисолин. Сейчас у Сonnect2me – 2,5 тыс. продавцов, общая база насчитывает 300 тыс. пользователей. Обычно в сделке участвует 5–15 человек. Стартап зарабатывает на том, что предоставляет пользователю возможность моментально выводить деньги из системы. У Connect2me также есть два платных тарифа для продавцов –  «Профессиональный» (5 тыс. руб. в год) и «Корпоративный» (15 тыс. руб. в год). За последние три месяца ежедневно через Connect2me в среднем проходит 2-3 сделки, месячный оборот достиг 10 млн руб., выручка – 800 тыс. руб. Общий объем инвестиций в проект превысил 150 млн руб., среди инвесторов – фонд Vesna Investment и «нескольких бизнес-ангелов».

Создатели сайта Repka Андрей Сергеев, Станислав Абакумов и Илья Жуков переосмыслили идею сервиса коллективных скидок американской Groupon. Жена Сергеева увидела на одном из форумов, как молодые мамы организовывали совместные покупки у производителей, экономия доходила до 50%: идея понравилась предпринимателю – он решил сделать более удобный сервис. Компания «ДАС Груп» запустила Repka в 2012 году, вначале проект развивался на собственные средства основателей, затем удалось привлечь деньги инвесторов из Санкт-Петербурга, их имена не раскрываются. В общей сложности, говорит Сергеев, за все это время было потрачено около 40 млн руб.

Сейчас на Repka зарегистрировано 96 тыс. пользователей, в среднем на сайт ежедневно заходят 17-18 тыс. человек. За сентябрь–декабрь объем продаж на «Репке» вырос на 300%, отмечает Сергеев. Самые популярные категории – одежда, товары для дома и детские игрушки. Основные источники дохода – 3-процентная комиссия с заказа (две трети выручки) и платежи рекламодателей. Осенью 2014-го стартап прошел точку безубыточности, его выручка составляет 150–180 тыс. руб. в месяц, а оборот в 2015-ом должен вырасти до 50 млн руб. Проблема в том, что, хотя в российском масштабе Repka популярна, в каждом отдельном городе есть свои форумы, группы в соцсетях и локальные сервисы, отмечает Сергеев.

Платите меньше

Также будут востребованы сервисы, позволяющие грамотно проанализировать расходы, предполагают создатели приложения Dr. Tariff Александр Волощук и Виталий Кулиев. Волощук вспоминает, что однажды, проснувшись «с нулевым балансом на телефоне», потратил немало времени, чтобы понять, куда ушли деньги. Обнаружилось, что за неделю было потрачено 1,5 тыс. руб., и тарифный план стоит поменять, говорит он: «Подумал, что было бы здорово, если бы телефон умел делать такие подсчеты и анализ сам». Тогда он решил создать сервис, который бы анализировал активность абонента, сравнивал тарифные планы оператора и подбирал наиболее экономный вариант.

Бета-версия приложения Dr. Tariff появилась в ноябре 2012 года, с его помощью можно было подобрать тарифный план от одного из операторов «большой тройки» в 20 крупных регионах России. Спустя год у сервиса было более 120 тыс. установок, проект прошел в первый акселератор Фонда развития интернет-инициатив. Фонд и бизнес-ангел Дмитрий Трембовольский вложили «несколько миллионов рублей».

Сейчас Dr. Tariff анализирует расходы и активность абонента, следит за балансом (его можно пополнить из приложения), позволяет получать уведомления о подключенных опциях и о списаниях средств со счета, оповещает о доступных бонусных баллах, рекомендует новые опции, которые могут дать больше возможностей для общения за те же деньги. Информация сопоставляется с тарифными планами операторов, которые обновляются в приложении каждые 2 недели. Пользователям, как утверждают создатели сервиса, удается экономить до 30% от изначальных расходов в месяц, в среднем 3,5 тыс. руб. в год.

У Dr. Tariff – более 500 тыс. пользователей, из них более 200 тыс. пользуются сервисом ежемесячно. Роста аудитории удалось достичь благодаря сотрудничеству с сетью «Связной», признает Волощук: «После того как «Связной» стал продвигать нас через свои сервисы, количество скачиваний увеличилось вдвое». «Наши клиенты приходят не за SIM-картой конкретного оператора, а для того, чтобы выбрать оптимальный тариф среди различных предложений, и Dr. Tariff помогает это сделать», – подтвердил представитель «Связного».

Ежемесячная выручка компании «Доктор тариф» составляет от 300 тыс. до 1 млн руб. в месяц, в октябре проект вышел на окупаемость.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Инвестиции"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 28 февраля
EUR ЦБ: 99,92 (-0,26)
Инвестиции, 27 фев, 16:39
Курс доллара на 28 февраля
USD ЦБ: 92,04 (-0,59)
Инвестиции, 27 фев, 16:39
Гены лидера. Почему большинство боссов так плохо руководят Pro, 07:00
Хакерские форумы начали ограничивать вымогателей-шифровальщиков Технологии и медиа, 07:00
Бизнес попросил выдавать субсидии напрямую, а не через банки Экономика, 07:00
В Париже украли ноутбук с планом безопасности на Олимпиаде Общество, 06:56
В США признали способность России поддерживать ОПК, несмотря на санкции Политика, 06:39
Apple отказалась от создания собственного электромобиля спустя десять лет Технологии и медиа, 06:22
Трамп одержал решительную победу в штате, где в 2020-м проиграл Байдену Политика, 06:11
Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов
Прокачать навык
Республиканцы в США назвали исходом конфликта на Украине переговоры Политика, 05:57
В иркутском поселке загорелись магазин и торговый центр Общество, 05:46
СК заявил о завершении расследования взрыва на Крымском мосту в 2022 году Политика, 05:35
Против не пускавшей в кафе военных в Люберцах завели уголовное дело Политика, 05:19
«Тинькофф» сообщил о мошенничестве под предлогом «налога на спецоперацию» Технологии и медиа, 05:00
Шесть человек погибли и один пострадал в ДТП в Саратовской области Общество, 04:49
Зеленский прибыл в Албанию Политика, 04:28