Сошли с рельсов: кого уволил новый президент РЖД
Совет директоров РЖД решил освободить Вадима Морозова от должности первого вице-президента и назначить на эту должность Анатолия Краснощека, говорится в сообщении компании. Морозов при этом остается в составе правления РЖД в статусе старшего советника президента. Советником стал и вице-президент Валерий Решетников, выведенный из состава правления. В монополии он отвечал за корпоративное управление и стратегическое развитие. Из правления выведены вице-президент Олег Атьков, главный бухгалтер Галина Крафт и советник президента Борис Лапидус, сообщили в РЖД. Кто займет их места или как будут перераспределены полномочия, в РЖД не комментируют.
Причины увольнения руководителей компании РЖД также не раскрывает. «Белозеров никого не планировал увольнять, но если менеджер не хочет работать с ним, то никого держать силой он не хочет», — говорит источник в окружении Белозерова.
Краснощек, как и освободивший для него место Морозов, — выходец с Октябрьской железной дороги. Начинал монтером пути в Петрозаводске в 1980 году, в 2005 году вырос до первого заместителя начальника ОЖД, где отвечал за безопасность движения поездов. Вице-президентом РЖД он стал в 2011 году, в марте 2013 года назначен старшим вице-президентом. В этом качестве он курировал организацию железнодорожных перевозок.
Вадим Морозов — самый влиятельный из «теряющих влияние» топ-менеджеров РЖД. В 2003–2004 году он работал министром путей сообщения, сменив на этой должности Геннадия Фадеева, который ушел возглавить только что созданное акционерное общество «Российские железные дороги». Первым вице-президентом РЖД Морозов работал 10 лет. На сайте РЖД его сфера деятельности обозначена как «общее руководство и координация производственно-хозяйственной деятельности компании». На деле это означало, что Морозов руководил оперативной деятельностью компании, в то время как президент Владимир Якунин решал стратегические задачи и договаривался с чиновниками о субсидиях для работы монополии, говорят два собеседника РБК, близких к РЖД. Морозов, в частности, курировал инвестиционную программу РЖД, утверждает один из них. В 2015 году программа составляет более 400 млрд руб.
Главбух РЖД Галина Крафт — тоже долгожитель монополии. В РЖД она пришла в 2003 году начальником департамента инвестиционной деятельности, в декабре 2005 года стала главным бухгалтером.
У Морозова и Крафт был общий бизнес, писала в 2011 году газета «Ведомости». В середине 1990-х годов они владели по 7,69% ООО «Желдорстрой», которое занималась разработкой гравийных и песчаных карьеров и строительными работами. В 1994 году Крафт вышла из проекта, писала газета со ссылкой на представителя РЖД. Муж Галины Крафт, почетный железнодорожник Якоб Крафт, — генеральный директор Ямальской железнодорожной компании. ЯЖК на 55% принадлежит «Корпорации развития», учрежденной пятью северными регионами, остальные 45% — у РЖД. По собственным данным, выручка ЯЖК за 2014 год — 2,15 млрд руб., чистая прибыль — около 100 млн руб.
Вице-президент Сергей Атьков — курировал в РЖД здравоохранение. В 2010 году монополия создала отдельную «дочку» — «РЖД-Здоровье», которая управляет примерно 20 санаториями во всех привлекательных курортных местах России, в том числе в Сочи, Анапе, Кисловодске. Ее выручка по РСБУ в 2014 году — около 3 млрд руб., убыток — 20 млн руб. Атьков — председатель совета директоров компании. В целом же комплекс здравоохранения в РЖД включает в себя поликлиники во всех крупных городах, пять оборудованных по последнему слову передвижных железнодорожных комплекса и другую инфраструктуру. При численности сотрудников около 1 млн человек на здравоохранение РЖД тратит 1–2 млрд руб. в год, говорят два близких к монополии источника. В официальном отчете компания не раскрывает сумм, потраченных по этой статье.