Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Зонд КНР «Чанъэ-5» состыковался с орбитальным и возвращаемым модулями Общество, 05:39 Трамп обвинил демократов в желании повести США к коммунизму Общество, 05:12 Почему робот-пылесос называется роботом, а стиральная машинка — нет РБК и Intel NUC, 05:00 «Ростов» выразил соболезнования в связи со смертью Понедельника Спорт, 04:55 Эксперт назвал самых опасных распространителей COVID-19 Общество, 04:28 В Гидрометцентре спрогнозировали волну холода в некоторых регионах России Общество, 04:03 Apple пообещала бесплатный ремонт не реагирующих на касание iPhone 11 Технологии и медиа, 03:38 Автомобиль посольства Молдавии в России остановили при вывозе контрабанды Общество, 03:38 Почему вырос экспорт российской хайтек-продукции в пандемию РБК и Моспром, 03:27 Трамп попросил власти Джорджии помочь пересмотреть результаты выборов Политика, 03:06 СМИ узнали о планах Маска переехать из Калифорнии Общество, 02:40 Захарова ответила на призыв США к ЕС по «Северному потоку — 2» Политика, 02:33 Матчи 17-го тура РПЛ начнутся с минуты молчания в память о Понедельнике Спорт, 01:49 Кравчук предложил отключить Россию от SWIFT из-за Донбасса Политика, 01:28
Следите за курсами на сайте или в приложении РБК
Бизнес ,  
0 

Альфа-банк отозвал все иски о банкротстве UTair

Большинство кредиторов авиакомпании UTair готовы вести с ней переговоры о реструктуризации долгов. В их число не вошел Альфа-банк, который сегодня отозвал из суда свои ходатайства о банкротстве перевозчика
Самолеты авиакомпании UTair
Самолеты авиакомпании UTair (Фото: ТАСС)

​Соглашение с кредиторами

В среду Альфа-банк подал десять ходатайств в арбитражный суд, отзывающих такое же количество заявлений банка с требованием признать банкротом авиакомпанию UTair, следует из базы данных арбитража. Заявления банк подавал в середине марта, их рассмотрения назначены на 16 мая.

Представители Альфа-банка и UTair отказались от комментариев. В марте представитель банка говорил РБК, что банк не достиг соглашений с перевозчиком о реструктуризации долга по кредитам и поручительствам за «дочку» — «ЮТэйр-Лизинг». Общая сумма требований «Альфы» — $60 млн и 25 млн руб.

Utair заключила со всеми основными кредиторами соглашение о намерениях по реструктуризации долга, его не подписал только Альфа-банк, рассказал РБК Олег Гордиенко, начальник ​инвестиционно-банковского управления Райффайзенбанка, агента UTair по реструктуризации долгов. Авиакомпания продолжает переговоры с банком и рассчитывает договориться к середине мая, утверждает Гордиенко. Переговоры, подчеркнул он, идут по двум направлениям: во-первых, это долг по банковским кредитам; во-вторых — лизинговые платежи, которые составляют большую часть долга «Альфе».

UTair была готова подписать соглашение со всеми кредиторами еще в начале года, но позиция Альфа-банка тормозила процесс, говорит близкий к перевозчику источник РБК. Но если бы авиакомпания согласилась погасить весь долг перед банком, другие кредиторы тоже могли бы потребовать полного возврата долгов, что подкосило бы компанию, объясняет источник.​

Сделка с облигациями

Сотрудник еще одного банка-кредитора рассказал РБК, что UTair предложила всем банкам-кредиторам конвертировать половину долга в субординированные облигации. «Предложенные условия — выпуск бондов и премия — устраивают пока не всех», — сказал он.

Нет пока и договоренности с держателями облигаций, переговоры с которыми компания начала в конце 2014 года. Она предлагала обменять бумаги «дочки» — «ЮТэйр-Финанс» на новые облигации материнской компании с 12-летним сроком обращения. Сотрудник одного из НПФ — держателя облигаций авиакомпании, рассказал, что эмитент пока не предложил ​приемлемых условий реструктуризации. «Нас не устраивает предложение пролонгировать долг еще на 12 лет, при этом компания обещает минимальную премию», — сказал он.

Долг UTair на конец 2014 года достиг 167 млрд руб., рассказывала компания в презентации для инвесторов в де​кабре. В том числе перед лизинговыми компаниями — 85,2 млрд руб., перед банками — 63,6 млрд руб. При этом выручка UTair по итогам прошлого года составила 70,97 млрд руб., снизившись на 2,7 млрд руб. по сравнению с 2013 годом, свидетельствует опубликованная на этой неделе отчетность перевозчика. Компания в 2014 году показала убыток в 22,3 млрд руб. против прибыли в 326,9 млн руб. годом ранее.

Компания не сдается

В начале апреля авиакомпания отчиталась о сокращении парка самолетов примерно на треть, у нее осталась только 71 машина. Это поможет сэкономить около $100 млн в год на лизинговых платежах, сообщала UTair со ссылкой на генерального директора Андрея Мартиросова. Отказалась UTair и от нерентабельных рейсов.

Кроме того, UTair может рассчитывать и на государственные гарантии. Межведомственная комиссия при Министерстве экономического развития одобрила 1​​​7 апреля гарантии для U​Tair на 19,2 млрд руб. Авиакомпания завершает согласование условий реструктуризации долга с кредиторами, говорится в сообщении министерства.

Кроме того, по требованию Межведомственной комиссии UTair погасила просроченную задолженность перед бюджетными и внебюджетными фондами и представила намерения основного акционера НПФ «Сургутнефтегаз» увеличить капитал авиакомпании. В апреле собрание акционеров UTair одобрило выпуск дополнительных акций номинальной стоимостью 3 млрд руб.​

Расплата за рост

Последнее десятилетие UTair росла гигантскими темпами. С 2002 года, с которого можно отсчитывать начало современной истории авиакомпании, ее пассажиропоток вырос почти в 8,5 раза — в прошлом году он достиг рекордных для нее 8,6 млн человек. Это произошло в том числе и благодаря быстрому обновлению флота UTair. В 2002 году он состоял исключительно из самолетов российского и даже советского производства — Ту-134, Ту-154, Як-40. Сейчас же в парке перевозчика исключительно иностранные машины, в основном Boeing и Airbus. В прошлом году UTair собиралась получить сразу 22 новых самолета — как ни одна компания в России — Sukhoi Siperjet-100, Airbus 321, Boeing 737-800NG, а к 2016 году парк должен был вырасти еще на 46 новых машин, сообщала компания в конце 2013 года. «Активное обновление парка позволит нам стать компанией с самым молодым и современным воздушным флотом в России», — хвастался Мартиросов на встрече с инвесторами в 2013 году.

В 2014 году стало понятно, что стратегия UTair на непрерывное расширение не оправдывает себя. Поставки самолетов перенесены на более поздний срок, признавался Мартиросов РБК в конце 2014 года.

Помимо снижения спроса на перевозки, особенно зарубежные, и ослабления рубля авиакомпанию поджидала и еще одна неприятность — кризис на туристическом рынке. Он привел к тому, что несколько крупных туроператоров обанкротились, оставив кредиторов ни с чем. Например, один из них, «Южный Крест», по данным Ростуризма, остался должен UTair около 400 млн руб.

В середине прошлого года совет директоров одобрил программу снижения издержек, которая, в частности, предусматривала сокращение парка и отказ от нерентабельных рейсов.

Помимо этого, компания провела реструктуризацию бизнеса, выделив в отдельную структуру вертолетные услуги, приносящие до 20% выручки, и отдав чартерный бизнес в свою «дочку» «Катэкавиа».

Долги тяжкие

По данным отчетности UTair за 2014 год по МСФО, объем заемных средств за прошлый год вырос более чем вдвое — с 12,5 млрд до 27,3 млрд руб. Только процентов по кредитам и займам компания заплатила за 2014 год почти 5 млрд руб., тогда как в 2013 году — лишь 3,1 млрд руб.

Обслуживать долги стало все труднее и труднее. В ноябре 2014 года UTair объявила дефолт по облигациям, после того как не смогла исполнить оферту на 2,7 млрд руб. Затем компания и начала переговоры с держателями бумаг, которые не закончены до сих пор.

Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"