Лента новостей
Как ухаживать за качественной дорогой одеждой дома РБК и Philips, 07:41 Разведение устриц в Приморье из-за растущего спроса увеличилось в 14 раз Бизнес, 07:32 Почему в России резко выросло производство устриц на морских фермах Pro, 07:30 В Японии после поджога студии по производству аниме погиб человек Общество, 07:29 СК начал проверку после гибели горняка при обрушении шахты в Кузбассе Общество, 07:05 Страховщики возместят пострадавшим в Иркутской области сотую долю ущерба Финансы, 07:00 Минэкономразвития назвало условия признания бизнеса семейным Бизнес, 06:40 Глава МИД Венесуэлы сообщил о скором визите Мадуро в Россию Политика, 06:39 Режим чрезвычайной ситуации ввели в Благовещенске из-за ливней Общество, 06:00 Какие специальные гаджеты нужны для ухода за зубами РБК и Philips, 05:41 Reuters узнал о плане «Транснефти» по продаже «грязной» нефти Бизнес, 05:36 Суд оштрафовал шесть жителей Чемодановки за перекрытие трассы после драки Общество, 05:07 Лавров посоветовал Европе не руководствоваться установками «из-за океана» Политика, 04:49 Мэй в последней речи на посту премьера поспорила с Путиным о либерализме Политика, 04:29
Падение экономики ,  
0 
Возвращение электричек по требованию Путина обойдется в 15 млрд руб.
Президент Владимир Путин распорядился восстановить все электрички в регионах. Теперь федеральным властям нужно найти более 15 млрд руб. на компенсации убытков пригородных компаний РЖД
Фото: РИА Новости

В среду на совещании с членами правительства президент Владимир Путин потребовал немедленно восстановить пригородное сообщение по всей стране. «Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли? – спросил министров Владимир Путин. – Железнодорожное сообщение пригородное должно быть восстановлено немедленно с гарантиями соответствующими ОАО «РЖД» регионам по решению проблемы» (цитата по Интерфаксу). Электрички должны начать движение, не дожидаясь формальных решений, уточнил президент.

Отвечающий за транспортную инфраструктуру вице-премьер Аркадий Дворкович признал, что ситуация с пригородным сообщением сложная. «Мы исходим из того, что подавляющее большинство маршрутов должно быть восстановлено и сохранено. Отмена может быть только по тем направлениям, где альтернатива реальна: есть хорошая дорога, хорошее автобусное сообщение, и время перевозки автобусами достаточно короткое», – заявил Дворкович. Он предложил снизить НДС на пригородное сообщение до 10%. Подавляющее количество пригородных железнодорожных маршрутов должно быть сохранено, а проблема с отмененными маршрутами электричек должна быть решена в течение одного месяца, сообщил вице-премьер.

Железные дороги готовы восстановить все пригородное сообщение в минимально необходимые технологически сроки, но с учетом решений правительства по поддержке регионов, в том числе и финансовых, сказал РБК представитель РЖД. Мгновенно запустить электрички в регионах невозможно, поскольку там, где сокращено их движение, законсервированы депо, часть персонала сокращена или отправлена в отпуск, объяснил он.

Представитель Министерства транспорта отказался от комментариев.

Остановка по требованию

Проблемы с пригородным сообщением в России обнаружились после Нового года. Региональные власти не смогли договорится с «дочками» РЖД – пригородными пассажирскими компаниями – о размере компенсаций за убыточные перевозки на этот год. После этого количество электричек стало сокращаться, в некоторых регионах, например в Псковской и Вологодской областях, они полностью исчезли.

По данным РЖД, в прошлом году региональные бюджеты должны были заплатить пригородным компаниям около 15 млрд руб., но выделили на это только 8,7 млрд руб. В этом году ситуация еще сложнее: по подсчетам монополии, региональные власти должны компенсировать пригородным компаниям около 24 млрд руб., а у них на эти цели есть только 7,9 млрд руб.

В результате на середину января было снято около 100 маршрутов, пассажирские компании готовы отменить еще 200. Отсутствие пригородных поездов, которые местные власти попытались оперативно заменить автобусами, привело к народным волнениям. В Забайкальском крае жители деревень собирались перекрывать Транссиб. В Вологодской области прошли митинги против отмены электричек.

Пригородные пассажирские перевозки в цифрах

На 293% увеличились тарифы на пригородные перевозки в Бурятии в 2014 году. Это самый большой рост среди всех регионов

6,5 млрд руб. составили совокупные убытки «дочек» РЖД, пригородных пассажирских компаний, в 2013 году

58 млрд руб. компенсаций за льготных пассажиров получили РЖД в 2012–2013 годах и в первом полугодии 2014 года из федерального бюджета

80% расходов пригородных пассажирских компаний приходится на аренду подвижного состава у РЖД, его техническое обслуживание и ремонт, а также оплату услуг по управлению и эксплуатации и сублизинговые платежи

969 млн пассажиров было перевезено пригородными поездами в 2013 году, на 27 млн человек больше, чем годом ранее

Источник: Счетная палата

Помощь из центра

В конце января к решению проблем пригородного движения подключились федеральные власти. Проблема будет решаться «в масштабах страны», заявил премьер-министр Дмитрий Медведев (цитата по Интерфаксу). «Эта проблема образовалась в последнее время, в том числе в связи с изменением целого ряда параметров ОАО «РЖД» и недостаточности бюджетов субъектов федерации», – сказал Медведев. По его словам, федеральному центру придется дополнительно субсидировать регионы и принимать «некоторые налоговые решения».

Губернаторы давно ждали денег из центра. Без федерального бюджета вопрос не решить, требуется участие руководства Минтранса и Минфина, говорил в январе РБК первый заместитель главы правительства Забайкальского края Алексей Шеметов. А губернатор Новгородской области Сергей Митин заявил в начале этой недели, что региону «выгоднее купить каждой семье, которая пользуется электричками, по автомобилю «Жигули», чем отдавать железнодорожникам, каждый год увеличивая вложения» (цитата по FlashNord).

Неэффективные перевозки

РЖД и Минтранс не сумели создать эффективную систему пригородных пассажирских перевозок, говорится в отчете Счетной палаты по итогам плановой проверки монополии за 2012–2013 годы и первое полугодие 2014-го. Министерство и государственная монополия задержали сроки реформирования этих перевозок на семь лет, завершив создание пригородных пассажирских компаний только в 2012 году, не передав им при этом подвижной состав и депо, говорится в отчете со ссылкой на аудитора Валерия Богомолова.

РЖД так и не разработали вместе с региональными властями мер по сокращению убыточности поездок на электричках, при этом в 2012–2013 годах на расходы по пользованию подвижным составом, его ремонту и техобслуживанию приходилось около 80% расходов пригородных пассажирских компаний, отмечает Счетная палата. По ее данным, в 2013 году 19 из 25 пригородных компаний были убыточны.

Аудиторы предлагают передать функции по утверждению тарифов на пригородные перевозки от региональных властей Федеральной службе по тарифам. Тогда будет меньше споров по тарифам между региональными властями и пригородными компаниями.

Отдельно Счетная палата остановилась на работе «Аэроэкспресса». В 2012–2013 годах и первом полугодии 2014 года перевозки в аэропорты получили 1,5 млрд руб. от Росжелдора. В отчете СП эти выплаты называют необоснованными, поскольку они идут по коммерческим тарифам.

Министерство получило представление Счетной палаты, чиновники изучат его и представят правительству свои предложения, сказал представитель Минтранса, отказавшись от подробных комментариев. План мероприятий реформы неоднократно корректировался, создание пригородных компаний совместно с регионами стало возможно только в 2011 году, говорит представитель РЖД. При этом компания поддерживает выводы счетной палаты о неудовлетворительной работе регионов, подчеркивает он.​

Магазин исследований: аналитика по теме "Транспорт"