Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В ВОЗ спрогнозировали будущее COVID-19 Общество, 03:24 Мировые расходы на оборону в 2020-м выросли до $1,9 трлн Политика, 03:00 В Нидерландах второй день подряд произошли беспорядки из-за COVID-мер Общество, 02:34 Минфин США впервые возглавила женщина Политика, 02:10 ВОЗ предупредила о триллионных потерях из-за «вакцинного национализма» Общество, 01:56 Меркель созвонилась с Байденом и пригласила в Германию Политика, 01:40 До 5 тыс. бойцов Нацгвардии оставят в Вашингтоне до середины марта Общество, 01:11 Байден заявил о не мешающих обсуждать СНВ-3 разногласиях с Россией Политика, 00:35 Власти Израиля «запечатали» страну на неделю из-за пандемии Общество, 00:30 Во Львове впервые выявили хантавирус Общество, 00:28 «Лаборатория Касперского» объяснила выявленные ФАС нарушения в рекламе Общество, 00:18 Генсек ООН заявил о худшем экономическом кризисе за 100 лет из-за COVID Общество, 00:00 Переговорщики трех стран обсудят варианты железной дороги через Армению Политика, 00:00 В Москве пятилетний ребенок попал под трамвай Общество, 25 янв, 23:58
Крах «Трансаэро» ,  
0 

ФАС заинтересовалась ценами «Аэрофлота» после ухода «Трансаэро»

Федеральную антимонопольную службу не устраивают цены на билеты «Аэрофлота» после ухода с рынка «Трансаэро», заявил журналистам руководитель ведомства Игорь Артемьев
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Федеральную антимонопольную службу не устраивают цены на билеты «Аэрофлота» после ухода с рынка «Трансаэро», заявил журналистам руководитель ведомства Игорь Артемьев. По его словам, в ближайшее время чиновники проведут переговоры с менеджерами авиакомпании (цитата по «Интерфаксу»).

Представитель «Аэрофлота» не смог оперативно прокомментировать ситуацию.

Доказать, что рост тарифов происходит из-за ухода «Трансаэро», а не по объективным причинам, связанным с инфляцией, ценой кредитования — сложно, считает партнер антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. По его мнению, ФАС скорее постарается идти по пути предупреждения или попытки диалога. «Если этого не получится — возможно возбуждение антимонопольного дела. Но по всем делам, кроме монопольно высокой цены, с 5 декабря 2015 года будет действовать институт предупреждения, — говорит Вознесенский. — При предупреждении дело не возбуждается и штраф не выносится. Единственный плохой сценарий для «Аэрофлота» — возбуждение дела по монопольно высокой цене, которое возможно по конкретным маршрутам». Штраф определяется от объема выручки на отдельном направлении и составляет от 1 до 15% оборота на данном направлении.

В конце октября губернатор Приморского края Владимир Миклушевский обратился к полпреду президента в Дальневосточном округе Олегу Трутневу с просьбой повлиять на крупнейшего российского перевозчика. После ухода «Трансаэро» с рынка «Аэрофлот» единственный летает из Москвы во Владивосток, сообщал Миклушевский. «Сегодня выполняется всего два авиарейса во Владивосток из Москвы. При существующем пассажиропотоке этого явно недостаточно. При этом стоимость билетов у единственного перевозчика на данном направлении, при покупке билетов за несколько дней до вылета, возросла от трех до пяти раз», — жаловался чиновник.

«Аэрофлот» в свою очередь опровергал повышение цен на дальневосточные направления. Стоимость билетов экономкласса не повышалась и останется неизменной до конца 2015 года, сообщала пресс-служба авиакомпании 26 октября. Билеты по маршрутам Москва — Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток — Москва стоят 18 тыс. руб. в две стороны или 11 тыс. руб. в одну, подчеркивалось в сообщении «Аэрофлота». С уходом «Трансаэро» ситуация не изменилась, подтверждают данные перевозчика аналитики агрегатора Onetwotrip. В большинстве случаев с лета была установлена плоская шкала цен на билеты экономкласса: около 11 тыс. руб. в одну сторону, 18 тыс. руб. туда-обратно — на маршруты из Москвы во Владивосток и Хабаровск.

Если ФАС зафиксирует рост цен, то «Аэрофлоту» будет несложно отбить претензии. «Число участников рынка влияет на цены, и когда уходит большой игрок — они растут, — считает Вознесенский. — Это объективная реальность, а не нарушение антимонопольного закона. Чтобы цены снизились, должна быть конкуренция на направлениях, и о допусках на маршруты должны задуматься ФАС с Минтрансом».

В начале сентября правительство отказалось помогать тонущей в долгах «Трансаэро», до недавнего времени — второй по объему перевозок авиакомпании. Изначальный план предполагал покупку «Аэрофлотом» 75% акций «Трансаэро», с начала сентября «Аэрофлот» взял ближайшего конкурента в управление. Тогда глава ФАС высказывал озабоченность монополизацией рынка.

По данным Росавиации, пять авиакомпаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», UTair и «Уральские авиалинии») перевезли за январь—октябрь 2014 года 50,3 млн пассажиров, из которых 19,9 млн перевез «Аэрофлот», а 11,5 млн — «Трансаэро». В 2015 году общее число пассажиров составило 49,7 млн. Из них 22 млн перевез «Аэрофлот» и 11,2 млн — «Трансаэро».

Прерванный полет: как банкротились крупнейшие авиакомпании мира
Фотогалерея 
<p><span style="font-size:18px;"><strong>Pan American World Airways</strong></span></p>

<p><span style="font-size:16px;"><strong>Пассажиропоток: </strong>29,359 млн человек (1989 год) </span></p>

<p><span style="font-size:16px;">Pan American Airways, основанная в&nbsp;1927 году, много лет была национальным перевозчиком&nbsp;США. Но после&nbsp;вступления в&nbsp;1978 году в&nbsp;силу&nbsp;закона о&nbsp;дерегулировании воздушных перевозок в&nbsp;США руководство компании не&nbsp;смогло адаптировать ее бизнес к&nbsp;изменившимся правилам рынка. С этого момента авиакомпания ежегодно несла убытки, распродавая активы для&nbsp;погашения задолженности. В 1985 году азиатско-тихоокеанское направление полностью было продано United Airlines. В 1991 году война в&nbsp;Персидском заливе привела к&nbsp;росту цен на&nbsp;нефть и&nbsp;авиатопливо. 4 декабря 1991 года Pan American объявила о&nbsp;банкротстве. В 1996 году бывшие сотрудники попытались воссоздать Pan Am в&nbsp;качестве&nbsp;малобюджетного перевозчика, для&nbsp;чего выкупили несколько самолетов Airbus A300. Но этот план провалился, и в&nbsp;феврале 1998 года компания вновь подала на&nbsp;банкротство</span></p>

Учитывая ситуацию, служба некоторое время будет закрывать глаза на ограничение конкуренции на рынке, но потом «Аэрофлот» должен будет поделиться некоторыми направлениями с рынком, говорил Артемьев в конце сентября в интервью «Ведомостям».

Но сделка расстроилась, а «Аэрофлот» получил от Росавиации допуски на 53 международных направления, по которым раньше летала «Трансаэро», оставшаяся без сертификата эксплуатанта на грани банкротства.

ФАС давно интересуется ценообразованием авиакомпаний. Так, летом 2014 года Федеральная антимонопольная служба предлагала наказывать авиакомпании за значительную разницу в цене билетов на одинаковые расстояния. Авиакомпании не согласились с этой инициативой. В начале 2014 года служба решила, что перевозчики обязаны за день до вылета не повышать цены на билеты, а наоборот, делать на них скидку 25%. Соответствующее предписание ФАС выписала восьми крупнейшим перевозчикам — «Аэрофлоту», «Трансаэро», S7 Airlines, UTair, «Уральским авиалиниям», «России» («дочка» «Аэрофлота»), NordWind и OrenAir в марте 2014 года. При этом Минтранс не поддержал инициативу Артемьева. Рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5–3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, говорил РБК представитель Минтранса. В результате ни одна из авиакомпаний предписание выполнять не стала. «Аэрофлот» пытался оспорить его в суде, но безуспешно.

В 2010 году ФАС бралась искоренить практику продажи невозвратных авиабилетов — запрет должен был коснуться только отечественных авиаперевозчиков. За год до этого антимонопольной службой была объявлена проверка авиакомпаний на предмет возможного завышения цен на авиабилеты. Глава ведомства Игорь Артемьев остался недоволен тем, что существенное падение цен на авиационный керосин не привело к соответствующему снижению цен на билеты.

По пяти компаниям («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», UTair и «Уральские авиалинии») оборот составил в 2014 году 50,3 млн пассажиров, в 2015-м — 49,7 млн.​