Почему время бездушного копирования зарубежного ПО прошло

Обновлено 25 декабря 2025, 11:41

2025 год стал для «СберТеха» периодом глубокого анализа реальных потребностей отечественного бизнеса. Как изменилась продуктовая стратегия разработчика, рассказала директор по развитию компании Полина Самсонова

Почему время бездушного копирования зарубежного ПО прошло
Фото: пресс-служба

Erid: 2SDnjdbgs2G

— Какие ключевые изменения произошли на IT-рынке за последние годы?

— Если в начале 2020-х годов большинство вендоров ПО чувствовало себя уверенно, то в 2025-м ситуация изменилась. Многие компании, экстренно выполнившие цель по импортозамещению критической инфраструктуры, переключились на поиск зрелых, проверенных программных продуктов, способных полноценно поддерживать бизнес-процессы. Время бездушного копирования зарубежного ПО прошло, а внимание клиентов получают те вендоры, кто инвестирует в развитие своих продуктов.

— Как «СберТех» учитывает это в своей продуктовой стратегии?

— В своей стратегии мы отталкиваемся от реальных болей клиентов. Мы реализовали большой аналитический проект, который помог нам детально исследовать потребности клиентов и оценить, насколько наш продуктовый портфель отвечает их ожиданиям. Наша цель — успех клиентов. Это означает, что наш подход в первую очередь ориентирован на понимание вызовов и проблем, с которыми сталкиваются российские компании, и подготовку персонализированных предложений.

— Как вы реализуете этот подход?

— Мы сопровождаем клиента по всей цепочке взаимодействия — от момента появления интереса до внедрения, когда система уже заработала, и в процессе эксплуатации решений. Мы обеспечиваем безболезненную интеграцию наших продуктов в архитектуру клиента, опираясь на лучшие практики рынка и проверенную методологию для большей результативности.

Благодаря этому мы стали центром экспертизы для наших клиентов. Мы помогаем с анализом рынка и рекомендуем решения с учетом отраслевой специфики. Открытый диалог с клиентами — это взаимовыгодная стратегия: компании получают независимые экспертные рекомендации, а мы узнаем их потребности и адаптируем под них свои продукты.

Мы также придерживаемся открытого подхода и в коммуникации с другими игроками IT-рынка, развивая технологическое партнерство с отечественными вендорами. Сегодня на самом высоком уровне уделяется внимание сотрудничеству между производителями ПО. И мы непрерывно работаем в этом направлении: обеспечиваем совместимость наших решений с популярным отечественным ПО, а также делимся опытом, знаниями и инновациями с другими разработчиками. Так, в партнерстве с 1С мы проводим испытания и модернизируем систему управления базами данных. А совместно с компанией «ФлексСофт» мы тестировали мультиагентную систему для анализа кода на уязвимости и внедрили ее в банковскую систему FXL, что позволит пользователям создавать новые финансовые продукты в режиме реального времени.

— Какие программные решения сегодня востребованы у заказчиков?

— Можно сказать, что сегодня на рынке наступила эра «замещения импортозамещения». Из-за того, что миграция на российское ПО происходила быстро, не все компании довольны ее результатами. В итоге сформировалась новая потребность — заместить импортозамещенное решение более эффективной альтернативой, которая отвечает всем требованиям по безопасности и отказоустойчивости. Сейчас заказчикам крайне важна качественная поддержка, когда вендор всегда рядом и не бросит после покупки решения. Эту тенденцию мы видим, например, в сегменте систем управления базами данных (СУБД).

Плюс мы наблюдаем повышение спроса на решения для кибербезопасности. По экспертным оценкам, на фоне роста числа кибератак больше половины корпораций увеличили бюджет на информационную безопасность на 20–40% в 2025 году. Сегодня как никогда компаниям необходимы инструменты ИБ, соответствующие современным стандартам качества, надежности и удобства использования.

Именно на этих направлениях — системах управления данными и кибербезопасности — сегодня сосредоточена наша продуктовая стратегия.

— Какие задачи клиентов учитываете при разработке решений для работы с данными?

— Мы провели более 80 глубинных интервью, которые позволили нам выявить реальные боли и задачи клиентов в области работы с данными. Мы определили как общую для всех компаний потребность в производительности и надежности СУБД, так и специфику разных отраслей.

В финансовом секторе СУБД является ядром процессинга и выполняет массовую обработку множества банковских транзакций в реальном времени. В государственном — обеспечивает консолидацию, доступность и целостность критически важных данных в масштабах государственных информационных систем. В промышленности — обрабатывает большие объемы данных технологических процессов и за счет этого влияет на эффективность производства. В телекоме — управляет информацией о сотнях миллионов вызовов, интернет-сессий и событий в сутки и поддерживает работу высоконагруженных биллинг-систем. В ретейле СУБД обеспечивает выполнение операций, связанных с работой различных систем — онлайн-касс, аналитики, складского учета, логистики, программ лояльности, и поэтому должна иметь возможности для быстрого масштабирования под пиковые нагрузки во время «черных пятниц» и промоакций. Все эти особенности накладывают дополнительные требования отраслевых предприятий к системам управления данными.

В ответ мы предлагаем наш персональный подход к решению задач клиента с поддержкой на каждом этапе и полный портфель продуктов для работы с данными — от реляционных СУБД до in-memory-решений (тех, что позволяют выполнять запросы в реальном времени), графических консолей и средств репликации. Мы развиваем продукты таким образом, чтобы они упрощали миграцию с зарубежных СУБД, поддерживали высокопроизводительную аналитику и возможности ИИ.

— Другое фокусное направление, которое вы обозначили, — кибербезопасность. Почему «СберТех» решил выйти на рынок ИБ?

— Кому как не нам туда идти: более чем за 14 лет своего существования «СберТех» нарастил огромную команду экспертов в информационной безопасности и создал решения, которые в том числе помогают в бесперебойной работе крупнейшей экосистемы в России. Мы еще на берегу создаем продукты на сертифицированном безопасном конвейере разработки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56939. Это гарантирует защищенность наших решений при интеграции в контур клиента. Они помогут проактивно решить множество задач — от контроля доступа и многофакторной аутентификации до защиты программных интерфейсов и ИИ-моделей от инъекций, утечек и манипуляций.

— Сейчас рынок специализированных решений для безопасной работы с ИИ только формируется. Что вы можете предложить клиентам для решения этой задачи?

— Мир сегодня переживает настоящую ИИ-революцию, когда люди, в том числе и сотрудники корпораций, активно пользуются сторонними ИИ-помощниками и могут отправлять им чувствительную информацию. Также непроверенные сервисы могут быть уязвимы к атакам. Все это чревато утечками конфиденциальных данных, репутационными и финансовыми последствиями.

Мы разработали решение, которое помогает бизнесу безопасно пользоваться внутренними и внешними генеративными системами искусственного интеллекта. Оно обладает функциями валидации, фильтрации и мониторинга ИИ-трафика и предназначено для контролируемого и защищенного взаимодействия с большими языковыми моделями. Это особенно актуально, если компания ставит перед собой задачу по созданию собственных безопасных ИИ-агентов. Продукт позволяет снизить затраты на их разработку и эксплуатацию, обеспечивает соответствие регуляторным требованиям, а также ускоряет вывод ИИ-продуктов на рынок без рисков для безопасности. Мы уже внедрили это решение в «СберТехе». Сейчас мы пилотируем решение вместе с клиентами и можем предоставить по запросу для тестирования.

— Тема безопасного взаимодействия с ИИ-системами сегодня действительно актуальна. Согласно исследованию Strategy Partners и ГК «Цифра», к концу 2025 года число предприятий, применяющих искусственный интеллект, вырастет в России на 40%. Как вы сами следуете этому тренду? Где внедряете и как используете ИИ?

— У нас есть отдельная команда, которая исследует возможности ИИ и всегда в курсе инноваций в этой сфере. Уже более полутора лет она работает над тем, чтобы с помощью искусственного интеллекта делать наши продукты лучше и оптимизировать бизнес-процессы. Сейчас у нее в проработке более 200 гипотез, связанных с использованием ИИ в создании программных решений. Каждую из них мы проверяем и делимся как успехами, так и неудачами с внешним миром.

При этом не все наши гипотезы направлены на разработку ПО. Например, в 2025 году мы дали старт проекту по внедрению ИИ в маркетинг. Мы действовали системно и в первую очередь фокусировались на тех болях, где больше всего рутины. Сегодня мы используем ИИ, в частности нейросеть «ГигаЧат», для таких задач, как сбор, анализ и систематизация информации во время исследований, подготовка текстов и визуалов. Это повышает скорость и качество маркетинговых процессов.

— Какую стратегическую задачу вы ставите перед собой на 2026-й?

— Мы планируем укрепить роль «СберТеха» как открытого вендора, развивая вокруг себя центр экспертизы и активно взаимодействуя с другими игроками рынка.

Поделиться