Верфь «Звезда» передала заказчику первый в России СПГ-танкер-ледокол

Обновлено 24 декабря 2025, 11:02
Верфь «Звезда» передала заказчику первый в России СПГ-танкер-ледокол
Фото: пресс-служба

На судоверфи «Звезда» состоялась торжественная церемония передачи флагмана отечественного судостроения — ледокольного танкера-газовоза СПГ «Алексей Косыгин». Судно, построенное для проекта «Арктик СПГ-2» и переданное заказчику ПАО «Совкомфлот», стало первым в истории России танкером для перевозки сжиженного природного газа, полностью созданным на национальной верфи. Церемония имянаречения танкера, названного в честь выдающегося советского государственного деятеля Алексея Косыгина, прошла с участием президента России Владимира Путина.

Судостроительный комплекс «Звезда», созданный в Приморском крае по поручению главы государства при операторской роли НК «Роснефть», закрепил за собой статус пионера в строительстве технически сложных гражданских судов. Производство газовозов такого класса является стратегическим вкладом в импортозамещение и обеспечивает технологическую независимость страны в создании критически важной арктической инфраструктуры. Реализация проекта потребовала масштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения инновационных технологий и привлечения высококвалифицированных специалистов.

«Алексей Косыгин» относится к высокому ледовому классу ARC 7 и способен самостоятельно преодолевать арктические льды толщиной свыше 2 м. Судно длиной 300 м и шириной 48,8 м обладает дедвейтом 81 тыс. т и может транспортировать более 172 тыс. куб. м сжиженного природного газа. Особенностью газовоза является силовая установка мощностью 60 МВт и уникальные винторулевые колонки, произведенные на территории верфи заводом «Сапфир».

«Наверное, в современной отрасли это сейчас один из сложнейших проектов, — рассказал ответственный за сдачу газовоза от ССК «Звезда» Константин Панкратов. — ССК «Звезда» — первопроходцы в строительстве танкеров-газовозов в нашей стране. Подобные суда сейчас очень востребованы для перевозки сжиженного природного газа по Северному морскому пути. Это дает большой импульс для экономики и для развития отрасли. Танкер может перевозить сжиженный природный газ по Северному морскому пути без сопровождения ледоколов, что значительно снижает затраты на грузоперевозку и позволяет флоту быть конкурентоспособным. Плюс он может работать в течение всего года без перерыва. Дополнительную уникальность проекту придает сложнейший винторулевой комплекс, который позволяет преодолевать льды толщиной более 2 м».

Для постройки и спуска на воду танкера был задействован сухой док «Звезды» — одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений, позволяющее строить суда водоизмещением до 350 тыс. т. После успешного завершения ходовых испытаний специалисты верфи впервые на Дальнем Востоке провели и газовые испытания судна. ССК «Звезда», являясь первой в России верфью крупнотоннажного производства для судов ледового класса, имеет в своем портфеле заказов около 60 единиц морской техники. С 2020 по 2025 год предприятие уже передало заказчикам семь судов, включая нефтеналивные танкеры типа «Афрамакс».

«Это уникальное судно, и те, кто погружен в данный проект, понимают, насколько сложно было построить и ввести газовоз в эксплуатацию, — отметил капитан танкера-газовоза «Алексей Косыгин» Сергей Гень. — Я участвовал в пуско-наладочных работах, общался с инженерами, мы работали одной командой и некоторые моменты сделали даже лучше, чем предполагали».

Поделиться