Как креативная экономика становится драйвером регионального роста
Креативные индустрии при поддержке государства превращают заброшенные промообъекты в точки роста, а таланты на местах — в конкурентоспособный ресурс

В 2024 году валовая добавленная стоимость (ВДС) креативной экономики, по данным Росстата, составила 7,5 трлн руб., ее вклад в ВВП России — 4,1%. При этом индекс физического объема ВДС креативной экономики вырос на 12,1% по сравнению с 2023 годом, сообщается в материалах Минэкономразвития.
В соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на долгосрочную перспективу до 2036 года к 2030 году доля креативных индустрий в экономике нашей страны должна достичь 6%.
Сегодня креативные индустрии рассматриваются государством как полноценный, несырьевой драйвер экономического роста, способный диверсифицировать доходы и создать высокотехнологичные рабочие места в регионах, о чем, в частности, говорилось на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в декабре. Региональные власти видят потенциал в развитии креативных отраслей для локальной экономики, отмечают эксперты.
«Развитие креативных индустрий — это дополнительная возможность для регионов, где нет большой сырьевой базы и традиционной промышленности, эффективно развивать свою экономику», — отмечает заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова. По ее словам, системный подход к расширению сектора будет обеспечен после формирования Единого реестра субъектов креативных индустрий с определением соответствующих ОКВЭД.
В чем ключевая роль малого бизнеса и молодежи
Согласно Концепции развития креативных индустрий до 2030 года, утвержденной российским правительством, к ним относятся 16 направлений. По данным Центра стратегических разработок (ЦСР), пять ключевых из них создают примерно три четверти ВДС — это разработка программного обеспечения, рекламные услуги, гастрономический сектор, исполнительские искусства и архитектура. При этом наименьшую долю (менее 2% общей ВДС) занимают дизайн, мода, музыка, народные промыслы и видеоигры. Именно эти сектора, по мнению заместителя генерального директора ЦСР Татьяны Караваевой, обладают значительным потенциалом роста, демонстрируя признаки «догоняющих» тенденций.
В соответствии с концепцией развития креативных индустрий федеральные структуры должны создавать реальные механизмы их поддержки, включая субсидирование, предоставление льготных кредитов и, что особенно важно для регионов, грантов, отмечает Татьяна Караваева.
В частности, значительные объемы средств в региональные проекты, по ее словам, выделяются через Президентский фонд культурных инициатив: эти средства направляются на поддержку традиционных искусств и современного дизайна, цифрового контента, медиа и образовательных программ.
Креативные индустрии — один из драйверов малого и среднего бизнеса (МСБ), доля которого в этих сферах — около 80%, говорит генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич: «Мы видим, что молодежь активно входит в эту среду. Доля молодых предпринимателей до 35 лет в сфере креативных индустрий приближается к 11%. Это в два раза больше, чем среди возрастной группы старше 36 лет, — там креативную сферу для открытия бизнеса выбирают только 5%».
По словам Александра Исаевича, наиболее популярные направления у молодежи — реклама, PR и информационные технологии. Благодаря целевому финансированию, по его словам, у региональных предпринимателей, работающих в сфере IТ, архитектуры, моды или кино, появились реальные возможности для масштабирования своего бизнеса.
Научный сотрудник научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований Президентской академии Дмитрий Евдокимов уточняет, что для компаний в сфере креативных индустрий важно сочетание финансовых мер и благоприятной среды для бизнеса: с одной стороны, востребованы льготное кредитование, гранты и акселерационные программы, помогающие упаковать проект, а с другой — кластеры, коворкинги и хабы, дающие точку входа и концентрацию спроса.
Как креативные индустрии развивают в Сибири
Некоторое смещение акцентов с сырьевой экономики на креативную особенно актуально для регионов Сибири, отмечает Татьяна Караваева. Субъекты Федерации, которые активно внедряют меры поддержки креативных индустрий, по ее словам, демонстрируют уверенный экономический подъем. Например, Красноярский край в период 2019–2023 годов показал прирост ВДС отрасли на 153%.
Стратегический приоритет края: масштабирование регионального опыта и выход на внешние рынки через продюсирование местных продуктов, о чем на фестивале-форуме «Российская креативная неделя — Сибирь» в середине ноября рассказал губернатор Михаил Котюков. В Красноярске планируется создать инфраструктуру платформенной экономики, где ставка будет сделана на молодые команды, в том числе проявившие высокую активность и амбиции на форуме, представившие, в частности, интересные проекты в области промышленного дизайна.
Промышленный дизайн — перспективное направление в креативной сфере, повышающее конкурентоспособность отечественной продукции, отмечает Татьяна Караваева. К примеру, акселерационная программа «Промдиз» в Красноярском крае объединяет дизайнеров и промышленные компании для обновления таких продуктов, как спутниковые системы, вездеходы, медицинское оборудование. После первого акселератора компании заключили договоры с дизайнерами и начали продажи. Государства и регионы активно поддерживают креативные индустрии, создавая кластеры и акцентируя внимание на промышленном дизайне и экспорте, что формирует самодостаточную и гибкую экономику, комментирует Татьяна Караваева. В декабре прошлого года в Красноярске был также открыт «Институт промышленного дизайна».
По мнению Михаила Котюкова, новое поколение хорошо понимает, в чем ценность отечественных продуктов, и готово работать над укреплением технологического суверенитета, а регион, в свою очередь, готов стать первым заказчиком для молодых предпринимателей, чтобы их наработки становились частью реального бизнеса.
В планах также создание в центре Красноярска кластера опережающего развития для МСБ. Это будет экосистема, включающая производственные комплексы, мастерские, арт-пространства, кафе и образовательные учреждения. «Такие комплексные проекты, как новый кластер и уже действующий «Квадрат», объединивший шоурумы и студии местных брендов, показывают стремление региона интегрировать производственные территории в комфортную городскую среду», — считает Михаил Котюков.
По словам директора Сибирского института развития креативных индустрий Александра Черникова, эффективное взаимодействие профессионалов из разных отраслей — предпринимателей, дизайнеров, IT-специалистов способствует запуску новых инициатив.
Кластерный подход: новая жизнь старых промышленных объектов
Осознав потенциал креативной экономики, регионы все чаще начали создавать креативные современные пространства на месте заброшенных промзон, говорят эксперты.
Один из наиболее известных примеров того, как культурный проект может стать катализатором экономического развития и увеличить туристический поток — креативный кластер «Октава» в Туле, говорит Татьяна Караваева. Бывший завод оборонной промышленности был трансформирован в многофункциональное пространство, включающее музей станка, образовательный центр, дизайн-студии и коворкинги.
Свердловская область, имеющая богатейшее индустриальное наследие, сделала акцент на развитие промышленного дизайна и моды, отмечает Дмитрий Евдокимов. В регионе поддерживаются инициативы, связывающие креативный сектор с местными производственными мощностями. В Екатеринбурге и других городах создаются центры прототипирования и специальные программы для дизайнеров, которые используют местные материалы и работают над современным переосмыслением уральских традиций. Это позволяет местным производителям выпускать продукцию, а также создавать добавленную стоимость за счет уникального дизайна и бренда, облегчая выход на федеральный и международные рынки. По словам эксперта, Екатеринбург также формирует бренд через Ural Music Night — крупный мультиформатный фестиваль, работающий как витрина региональной креативной сцены.
Многие дальневосточные регионы, в свою очередь, активно осваивают потенциал IT-индустрии и разработки игр. По словам Дмитрия Евдокимова, власти работают над созданием для этого специальных условий: открываются IT-парки с особым налоговым режимом и предоставляются гранты для стартапов, которые разрабатывают цифровые продукты или игры, основанные на локальном культурном коде.
Мультипликативный эффект для ряда южных регионов создает арт-кластер «Таврида.АРТ» и ежегодное проведение одноименного фестиваля, где сочетаются грантовая поддержка, образовательные смены и шоу-программа для десятков тысяч участников, говорит Дмитрий Евдокимов.


