Эксперты обсудили, как ИИ трансформирует образовательный процесс

Обновлено 12 декабря 2025, 14:39
Эксперты обсудили, как ИИ трансформирует образовательный процесс
Фото: РИА Новости/ Виталий Белоусов

Российский университет дружбы народов (РУДН) провел пресс-конференцию на тему «Есть ли будущее у образования без ИИ? Зачем университеты создают факультеты искусственного интеллекта». В ходе мероприятия эксперты обсудили масштаб влияния искусственного интеллекта на жизнь обычных людей и образовательный процесс. Отдельное внимание было уделено решению кадрового вопроса, где ключевую роль играет партнерство вуза с ведущими компаниями.

В ходе своего выступления первый проректор по образовательной деятельности РУДН Юлия Эбзеева заявила, что искусственный интеллект сегодня пронизывает все сферы жизни, и главная задача экспертного сообщества — развенчать мифы о нем и сделать так, чтобы для обывателей он стал помощником, а не угрозой.

Эксперты обсудили, как ИИ трансформирует образовательный процесс
Фото: РИА Новости/ Виталий Белоусов

РУДН был одним из первых вузов в мире, открывших факультет искусственного интеллекта, и сегодня бизнес уже активно запрашивает выпускников, умеющих применять ИИ в различных отраслях. К традиционным требованиям к выпускникам — профессионализму (hard skills) и мягким навыкам (soft skills) — теперь добавилось обязательное владение технологиями искусственного интеллекта. Отвечая на этот запрос, РУДН готовит специалистов, которые становятся проводниками российских технологий, в том числе в сфере ИИ, в своих странах, формируя русскоязычное сообщество экспертов.

По словам Юлии Эбзеевой, переход к индустрии 5.0 принципиально отличается от предыдущих революций тем, что впервые масштабируются когнитивные, а не физические возможности человека. Если раньше образование было сосредоточено на передаче знаний, навыков и формировании компетенций, то сейчас, когда любая нейросеть находит информацию за доли секунды, ключевой задачей становится развитие у студентов критического и креативного мышления. Именно способность к творчеству, эмоциональный интеллект, эмпатия и фантазия, которые ИИ пока воспроизвести не может, становятся главным преимуществом человека, в то время как рутинную работу должен брать на себя искусственный интеллект.

Эбзеева выделила три ключевых вызова и одновременно возможности, которые ИИ открывает для университетов. Первый — необходимость быстрой интеграции искусственного интеллекта во все специальности. РУДН с его более чем 800 программами подготовки делает ставку на отраслевое лидерство, создавая такие направления, как «Искусственный интеллект в агрономии» или «Искусственный интеллект в лингвистике». Спрос на обучение огромен: прием на факультет ИИ в этом году превысил планы в шесть раз. Вуз сотрудничает с крупнейшими отечественными компаниями, такими как Х5, Альфа-банк, АФК «Система» и Россельхозбанк. А совместно со «Сбером» на базе факультета была открыта «Школа 21» с программами «ИИ-инженер» и «Цифровой заказчик». Набор в первый поток закрылся за сутки, причем каждый пятый слушатель — преподаватель или сотрудник РУДН, что свидетельствует о высоком спросе на новые знания не только у молодежи.

Второй вызов — корректное использование ИИ в учебном процессе, что включает в себя три уровня: применение студентами в качестве ассистента, использование преподавателями для повышения эффективности и обучение самих преподавателей. Чтобы преподаватели оставались на шаг впереди, в РУДН на каждом факультете появились преподаватели — амбассадоры ИИ, проведены десятки обучающих семинаров, разработан воркбук с типовыми заданиями. Третий вызов — работа с абитуриентами, которые все чаще консультируются с нейросетями по поводу выбора вуза и специальности, и вуз должен отслеживать, насколько эта информация соответствует реальности.

Управляющий директор — начальник Управления развития технологий AI в департаменте развития искусственного интеллекта и машинного обучения блока «Технологическое развитие» «Сбера» Михаил Сквирский поделился своим видением ключевых трендов развития искусственного интеллекта. Он отметил, что основное движение в сфере ИИ сейчас сосредоточено вокруг языкового трека, где большие языковые модели эволюционируют в мультимодальные. Если изначально искусственный интеллект был развит лишь в нескольких отраслях, таких как банковский сектор, телекоммуникации и онлайн-ретейл, то сейчас наблюдается его глубокое проникновение во все сферы экономики. Главным же изменением, принесенным революцией больших языковых моделей, спикер назвал интеграцию ИИ в повседневную жизнь людей.

Эксперты обсудили, как ИИ трансформирует образовательный процесс
Фото: РИА Новости/ Виталий Белоусов

Директор по развитию ИИ в X5 Михаил Неверов убежден, что бизнес и образование сегодня должны работать синхронно, чтобы готовить специалистов, которые не просто знают технологии искусственного интеллекта, но и умеют применять их в конкретных отраслевых задачах. «ИИ стремительно становится повседневным инструментом: уже недостаточно просто создавать модели, важно уметь встраивать их в реальные процессы, — заявил он. — Поэтому для нас очень важно сотрудничество с вузами: совместные программы, новые специализации на стыке ИИ и логистики, коммерции, управления, разработка культуры безопасного использования ИИ. Именно такая связка фундаментальных знаний и практики позволяет закрывать кадровый разрыв и формировать новые профессии — от промпт-инженера до ИИ-разработчика. Мы видим, что только совместными усилиями можно подготовить специалистов, которые помогут российским компаниям эффективно и безопасно использовать искусственный интеллект в масштабе бизнеса».

Поделиться