Какие инструменты изменят рынок онлайн-торговли

Обновлено 05 декабря 2025, 09:47

О том, как искусственный интеллект помогает продавать и покупать в интернете и как будет развиваться онлайн-торговля дальше, рассказал руководитель подразделения поиска и рекомендаций «Яндекс Маркета» Александр Багдагюлян

Какие инструменты изменят рынок онлайн-торговли
Фото: пресс-служба

— По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по итогам девяти месяцев 2025 года объем e-commerce в России вырос на 32% и составил 8,2 трлн руб. Доля электронной коммерции в общем объеме розничных продаж в России на конец сентября выросла до 18,3 с 15,4% в аналогичном периоде 2024 года. Будет ли сохраняться такой рост в дальнейшем? Каких изменений можно ожидать на рынке онлайн-торговли в России?

— Интернет-торговля и ее доля на рынке ожидаемо будут только расти. Поведение потребителей меняется — люди все чаще ищут и покупают новые вещи в интернете.

Крупнейшие маркетплейсы внедряют различные технологии, чтобы, с одной стороны, сделать шопинг для покупателей проще и удобнее, а с другой — помочь продавцам развивать свой бизнес и увеличивать прибыль. Приведу примеры. Анализ больших данных позволяет персонализировать рекомендации для пользователей — это делает поиск и покупку нужных вещей быстрее. А для тех, кто продает на маркетплейсах, запускаются сервисы на базе ИИ, чтобы им было легче работать с ассортиментом, анализировать продажи, даже просто делать свои товары заметнее и привлекательнее.

— Какую роль играет искусственный интеллект в онлайн-торговле?

— Технологии на базе ИИ уже становятся частью многих процессов, а в дальнейшем будут сопровождать человека на всех этапах принятия решения о покупке.

Как я говорил выше, поиск стал заметно проще и удобнее: наш ИИ-агент в приложении помогает пользователю подобрать нужные товары исходя из его задач и предпочтений. Он не просто ищет их в каталоге, а анализирует запрос пользователя, уточняет детали, отвечает на вопросы, также он способен сравнить товары и изучить отзывы. Плюс он учитывает, чем человек интересовался ранее. Покупатель может описать свои пожелания в чате или прислать изображение — агент подберет похожие товары. Даже подберет вещи в комплект к тем, что на фотографии.

В будущем ИИ-агент сможет брать на себя все более сложные многосоставные задачи и решать их самостоятельно. Представьте, что вы делаете ремонт. Вы составляете список товаров и ставите задачи агенту: подобрать материалы, согласовать их с дизайнером и членами семьи, показать строителям и купить. Нейросеть в состоянии справиться с этим без вашего участия, просто получив список. ИИ будет учитывать ваши вкусы, семейное положение и предпочтения, давая советы как друг.

— А как инструменты на основе ИИ повлияют на работу продавцов маркетплейсов?

— Основная цель ИИ-инструментов, которые сейчас разрабатываются для предпринимателей, — автоматизировать рутинные операции и консультировать. Например, мы интегрировали в личный кабинет чат с ИИ, где продавец может задать вопрос о работе с маркетплейсом и получить анализ продаж. У нас есть инструменты, генерирующие название и описание товара, карточки. Это значительно экономит время: не нужно просматривать многостраничные документы, выполнять сложные расчеты или придумывать что-то самому. Все эти задачи берет на себя нейросеть. Со временем ИИ превратится в полноценного бизнес-консультанта и даже будет способен оценить перспективы продаж нового товара. Мы ожидаем, что в будущем вести бизнес при помощи ИИ станет гораздо легче — он возьмет на себя функции менеджера контента, менеджера рекламы, аналитика и т.д.

— Сможет ли ИИ отслеживать появление новых товаров? Не приведет ли кастомизация на основе прежних предпочтений к однообразию?

— Это очень тонкий момент. Любая нейросеть требует актуальных данных. Именно поэтому современные модели постоянно обучаются. Они анализируют новинки, изучают отзывы, выявляют сходства и различия между брендами, а также разбираются в модных тенденциях. Таким образом, широкое использование ИИ-инструментов не приведет к каким-либо ограничениям.

ИИ изменит нашу жизнь, как когда-то все изменило появление интернета. Так что новые инструменты не ограничивают выбор, а расширяют его, делают жизнь комфортнее, экономят время.

— На ваш взгляд, насколько сейчас легко начать бизнес на маркетплейсах?

— Сейчас вести бизнес на маркетплейсах — сложная и трудоемкая задача, как и любая предпринимательская деятельность. Высокая конкуренция в секторе меняет правила игры. Схема, когда партнер покупает что-то по низкой цене и продает на маркетплейсе дороже, больше не работает. Теперь нужно использовать серьезные аналитические инструменты и обладать обширными знаниями о продажах, логистике, маркетинге и так далее. Именно поэтому становятся популярными различные сервисы и инструменты, которые оптимизируют процессы, особенно когда речь идет о рутине. Бизнесу важны скорость и качество. В этом случае ИИ дает широкие возможности. Но главное здесь — взаимодействие человеческого и искусственного интеллекта.

В будущем предпринимателю достаточно будет надиктовать нейросети возникшую идею, а ИИ самостоятельно оценит ситуацию на основе данных и вернется с пошаговым планом, который, если предприниматель согласен, ИИ сможет взять в работу. Взаимодействие с ИИ будет приблизительно таким же, как сейчас с сотрудниками.

Важно отметить, что ИИ не будет управлять бизнесом. Его задача — помочь принимать более обоснованные и компетентные решения, опираясь на большое количество данных, а также быть советником предпринимателя и помогать
в отслеживании точек роста бизнеса.

Поделиться