Почему бизнес делает ставку на социальные инициативы
О том, как поддержка образования и профессиональных сообществ становится частью бизнес-стратегии устойчивых компаний, и о роли социальных проектов в достижении целей национального масштаба рассказала директор по персоналу IEK GROUP Наталия Бельская

― Эксперты все чаще отмечают, что акценты в рамках ESG-повестки смещаются — от экологической составляющей к вопросам социальной политики и управления. Это исключительно российская тенденция или отражение глобальных настроений?
― Безусловно, региональная специфика накладывает отпечаток на ESG-повестку (англ. Environmental, Social, Governance — окружающая среда, социальная и корпоративная ответственность. — РБК). Где-то акцент делается на экологических проблемах, где-то — на социальных вопросах. Это связано с различиями в экономических, социальных и культурных условиях стран.
В России, согласно докладу ИНФРАГРИН «ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2024/25», в корпоративных практиках устойчивого развития фокус сместился на социальную составляющую. Компании уделяют больше внимания человеческому капиталу, адаптационным проектам и внедрению новых инструментов социальной поддержки.
Смещение акцента становится ответом на вызовы рынка труда, где целые отрасли столкнулись с дефицитом квалифицированных кадров. На этом фоне компании начинают более осознанно относиться к вопросам, связанным с кадровыми ресурсами: на первое место выходят вовлечение, удержание, повышение квалификации сотрудников, поиск и определение общих для коллектива и бизнеса смыслов и ценностей.
Впрочем, все составляющие ESG-повестки взаимосвязаны: достижение целей устойчивого развития невозможно без грамотного и ответственного управления и внимания к собственным сотрудникам и обществу в целом.
― Как за последние годы изменилось понимание социальной ответственности бизнеса?
― По сравнению с тем, что было 10–15 лет назад, понимание социальной ответственности бизнеса стало существенно шире. Если раньше компании в основном фокусировались на заботе только о сотрудниках, то сейчас многие активно участвуют в общественной жизни в целом.
Как член жюри конкурса «Дело в людях» (конкурс проводит межрегиональная общественная организация «Ассоциация менеджеров»), который аккумулирует лучший опыт и инновационные практики социально-ответственного ведения бизнеса, не могу не отметить масштаб заявленных на конкурс проектов: компании-участники не только создают платформы для обучения населения, но и в буквальном смысле восстанавливают малые города.
Один из ключевых трендов — создание и реализация различных проектов по поддержке местных сообществ: от спонсирования локальных мероприятий и благотворительности до создания новых рабочих мест и глобальных вложений в региональную инфраструктуру.
Еще одна тенденция — разработка программ поддержки отраслевых и профессиональных сообществ. Компании все чаще участвуют в жизни отраслевых ассоциаций, фондов и других организаций, поддерживая образовательные программы, исследования и развитие профессиональных стандартов.
Для IEK GROUP подобные социальные проекты давно в числе приоритетных. Мы системно участвуем в подготовке квалифицированных кадров для отрасли, проводим образовательные и профориентационные мероприятия для участников с различным уровнем подготовки ― от школьников до уже состоявшихся электромонтажников. Компания заинтересована не только в поставке эффективных продуктовых решений и сервисов, но и в том, чтобы с ними работали грамотные специалисты.
Мы участвуем в профориентационных мероприятиях, которые проводят другие организации. Так, недавно наши эксперты выступили на XXXIV Открытой московской инженерной конференции школьников «Потенциал», вошли в состав жюри московского детского чемпионата «Мастерята» в компетенции «Электромонтаж».
― Что дает бизнесу поддержка отраслевых и профессиональных сообществ?
— Это прежде всего возможность реального обмена практическими кейсами, эффективными решениями, лучшими отраслевыми практиками. Кроме того, в таких сообществах проще выстраивать долгосрочные деловые отношения, находить партнеров, вместе создавать новые продукты и услуги. Важно также, что совместными усилиями проще формировать общенациональные профессиональные стандарты, которые выводят отрасль на новый уровень развития.
В частности, мы ежегодно проводим масштабное соревнование международного уровня для специалистов отрасли «Открытый чемпионат электриков IEK», участниками которого становятся частные электромонтажники и студенты старших курсов средних специальных учебных заведений. Все полуфиналисты и финалисты в этом году получили международный Skill Passport, подтверждающий высокий уровень их мастерства и соответствие его стандартам БРИКС, — именно так наш чемпионат непосредственно развивает профессию и интегрирует частного электрика в общее отраслевое поле с учетом рыночных требований и реалий.
Деловые части, являющиеся неотъемлемой частью каждого очного мероприятия чемпионата, позволяют выстроить диалог с крупными работодателями, ведущими учебными заведениями, представителями органов власти и способствуют глубинной проработке актуальных проблем профессии. В частности, в рамках деловой программы финала чемпионата в этом году в Казани мы провели конференцию, на которой обсудили проблемы рынка специалистов в электротехнической отрасли. Центральными темами стали развитие технологий и компетенций работников энергетического и электротехнического рынка, обучение и оценка компетенций сотрудников, а также траектории развития карьеры специалистов.
У нас, как у компании-производителя, есть актуальные знания о современных продуктах и технологиях, видение рынка в перспективе 10–15 лет. Мероприятия, подобные открытым чемпионатам, дают возможность рассказать широкой публике о новых продуктах и массово обучить пользователей. А активное включение производителя в диалог с учебными заведениями позволяет адаптировать образовательные программы под текущие запросы рынка и обеспечить востребованность выпускников.
Инвестируя в бесшовную интеграцию высшего и среднего образования, уменьшение разрыва между теорией и практикой, повышая уровень отраслевой экспертизы, мы обеспечиваем постоянный обмен знаниями и свободный доступ к развивающимся технологиям.
― В чем в контексте ESG-повестки и все большего внимания к социальной составляющей заключается роль HR-департаментов?
― Постоянная трансформация HR-функции в соответствии с внешними и внутренними вызовами стала нашей реальностью и даже повседневностью. При этом в первую очередь фокусироваться нужно на внутренних процессах компании: сначала настроить работу с корпоративной средой, культурой, комьюнити, а потом уже транслировать идеи вовне. Невозможно передавать знания рынку, не применив их на практике внутри.
Если говорить про роль HR-департамента в IEK GROUP, то она уже давно вышла за пределы внутреннего контура компании. В частности, все социальные проекты, которые реализует компания, происходят по инициативе HR либо при его активном участии.
― Как с ориентацией на устойчивое развитие меняется корпоративная культура компании?
― Ценности и практики ESG стратегически внедряются на всех уровнях компании, включая управление, внутренние коммуникации и работу с персоналом. Это повышает вовлеченность сотрудников и их осознанное участие в достижении целей устойчивого развития.
Например, нам при формировании команды помогает ценностно-ориентированный подход: важно, чтобы сотрудники разделяли ценности, а будущие сотрудники были готовы их разделить.
Мы создали систему стимулирования, при которой сотрудники мотивированы на достижение целей, и применяем несколько подходов к управлению целями и результатами: OKR и KPI. Кроме того, мы предоставляем сотрудникам возможности для профессионального развития: наши руководители регулярно обучаются в ведущих вузах страны, в портфеле нашего корпоративного университета много актуальных разноплановых программ для обучения сотрудников. В результате более 60% вакансий руководителей мы закрываем внутренними кандидатами. В компании также действуют менторские программы.
Мы регулярно измеряем вовлеченность, удовлетворенность, eNPS (англ. Employee Net Promoter Score — индекс лояльности сотрудников. — РБК). В этом году, в частности, по результатам опроса, проведенного для рейтинга работодателей hh.ru, IEK GROUP вошла в число лучших компаний в отрасли.
― Будут ли меняться подходы компаний к поддержке социальных инициатив?
― Вряд ли ситуация принципиально поменяется. Возможно, сократятся объемы инвестиций, однако бизнес продолжит поддерживать социальные инициативы. Такой подход помогает компаниям достигать собственных целей: наем персонала, подготовка молодых специалистов, уменьшение социальной напряженности, получение государственных преференций и формирование репутации. В то же время подобные действия приносят пользу местным сообществам и способствуют развитию территорий.
К тому же следование устойчивым практикам может способствовать достижению национальных интересов страны, будь то поддержка семьи, благополучие общества, развитие потенциала каждого человека, комфорт и безопасность, устойчивая экономика, технологическое лидерство, экологическое благополучие. Таким образом, участие бизнеса в социальных проектах — это вклад в будущее России, где успех компании напрямую связан с постоянным развитием общества.


