Зачем рынку ГЧП национальный стандарт

Обновлено 17 июля 2025, 15:38

Генеральный директор Национального центра ГЧП, главный управляющий директор ВЭБ.РФ Андрей Самохин — о том, какие возможности открывает рынок государственно-частного партнерства и как нужно развивать этот инструмент

Зачем рынку ГЧП национальный стандарт
Фото: пресс-служба

В условиях структурных изменений в экономике, когда частные инвесторы сталкиваются с нехваткой собственных средств или опасаются рисков, а бюджетные возможности, особенно в регионах, ограничены, государственно-частное партнерство (ГЧП) становится ключевым инструментом для удовлетворения инфраструктурных потребностей страны. По данным Минэкономразвития России, в 2024 году было заключено 278 соглашений с использованием ГЧП общим объемом 2,4 трлн руб. Для сравнения — в 2023 году подписали всего 116 проектов на 765,5 млрд руб.

В России рынок ГЧП изначально развивался на дорожных концессиях, что и определило структуру проектного портфеля. Более 50% всех заключенных на данный момент проектов ГЧП связано с транспортной инфраструктурой. Всего в сфере транспорта на конец 2023 года действовало 108 соглашений на сумму почти 2,7 трлн руб.

ГЧП также применяется в ЖКХ и образовании. Высок потенциал применения этого механизм и в других отраслях: например, объем инвестиций в ГЧП-проекты в промышленности почти в 13 раз меньше аналогичного показателя в транспортной инфраструктуре. При этом ГЧП уже используется для развития спорта, строительства культурных и социальных объектов, модернизации связи и благоустройства населенных пунктов. Но число проектов и объем инвестиций в этих сферах пока невелик.

Концессии являются наиболее распространенной формой ГЧП, при которой государство передает частному инвестору право на создание, реконструкцию и эксплуатацию объекта государственной собственности на определенный срок. Для развития ГЧП и расширения области его применения участники рынка не должны ограничиваться только такими формами, как концессионное соглашение и соглашение о ГЧП. Существует множество других форм государственно-частного партнерства, в том числе контракты жизненного цикла, соглашения о разделе продукции, офсетные контракты, специальные инвестиционные контракты и ряд других.

Кроме того, нужны единые стандарты и правила, которые позволили бы оценивать экономику «партнерств». Например, сегодня, исходя из нашего опыта, подавляющее большинство концессионных соглашений заключается по частной инициативе бизнеса. Субъекты РФ при их рассмотрении, не имея ориентиров от федерального центра относительно допустимых параметров и условий концессионных проектов, часто не в состоянии оценить «рыночность» полученного предложения как по стоимости создания объекта, так и по условиям их финансирования коммерческими банками. Регионам не хватает специалистов и понятных правил игры для наращивания количества ГЧП-проектов.

Помочь справиться со всеми этими вызовами мог бы национальный стандарт ГЧП с ответами на наиболее актуальные вопросы отрасли и перечнем приоритетных проектов. Такой документ планирует разработать ВЭБ.РФ, получивший поручение президента участвовать в ГЧП-проектах и обладающий значительным опытом в этой сфере. До конца года будет представлен долгосрочный план работы над стандартом, учитывающий ожидания ключевых участников рынка.

Государство традиционно играет главную роль в развитии инфраструктуры. Минэкономразвития решает, куда направить средства, Минфин — сколько направить. С другой стороны, есть компании, инвесторы и банки, которые задаются вопросом, стоит ли участвовать в таких проектах вообще. Недавно к вопросу подключился и Банк России, который объявил, что займется настройкой регулирования кредитования проектов ГЧП. Таким образом, регулятор дал четкий сигнал банкам, что они могут предоставлять финансирование в рамках таких партнерств.

Рассчитываем, что все участники процесса, заинтересованные в развитии ГЧП, подключатся к работе над стандартом. Понятно, что каждая из сторон хочет, чтобы ее интересы были защищены. Поэтому одна из задач стандарта — выстроить взаимодействие всех участников рынка так, чтобы проекты реализовывались максимально эффективно и были максимально интересны всем.

Национальный стандарт ГЧП, который разрабатывает ВЭБ.РФ, не будет ограничен исключительно формами, предусмотренными федеральными законами о концессиях (115-ФЗ) и о государственно-частном партнерстве (224-ФЗ). Он будет включать в себя долгосрочное видение будущего партнерства государства и бизнеса, рекомендации по структурированию и реализации проектов, по построению функциональных моделей объектов, анализ типовых вызовов и возможных подходов к распределению рисков между участниками, а также описание правовых, финансовых и технологических особенностей ГЧП.

ВЭБ.РФ также готов поддержать инициативу регионов по организации и проведению конкурсов по крупным ГЧП-проектам и учесть это в рамках работы над стандартом. Сейчас 99% проектов в России реализуется как частные концессионные инициативы (ЧКИ). Суть этой формы состоит в том, что частное лицо направляет заявку о заключении концессионного соглашения правительству России или субъекта Федерации, после чего решение о запуске проекта принимается без конкурса. Сейчас ЧКИ помогает развивать партнерства, так как большинству субъектов просто не хватит опыта для проведения конкурса. ВЭБ.РФ готов помочь и сопроводить те регионы, которые хотят провести конкурсы, чтобы расширить эту практику. Это позволит обеспечить справедливое распределение рисков между частной и публичной сторонами в соответствии с поручением президента России.

В итоге стандарт должен стать неким направлением, ориентиром для рынка — от какой точки нужно стартовать в переговорах. Он задаст границы, исходя из которых, государство и бизнес смогут понять, готовы ли они заключить конкретное концессионное соглашение или использовать иную форму государственно-частного взаимодействия.

ВЭБ.РФ уже имеет опыт по формированию стандартов работы для отдельных сфер экономики. Так, в 2023 году совместно с КБ «Стрелка» был разработан Национальный стандарт мастер-планов развития городов и территорий.

Работа над национальным стандартом ГЧП, очевидно, займет немало времени. Это кропотливый труд, при котором надо будет учесть интересы всех участников рынка и малейшие нюансы процесса. ВЭБ.РФ приглашает все заинтересованные стороны к совместной работе, которая позволит вывести ГЧП в нашей стране на новый уровень.

Поделиться