Что дает малому бизнесу участие в городских мероприятиях

Обновлено 27 июня 2025, 11:43

Участие предпринимателей в сезонных праздниках и фестивалях, организованных мэрией Москвы, позволяет нарастить продажи и клиентскую базу

Фото: АГН «Москва»

За последние три года общее количество предпринимателей в Москве увеличилось почти на 14%, следует из данных Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы. По состоянию на 10 июня 2025 года в Москве зарегистрировано 932,6 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП). В их числе около 463,75 тыс. компаний и более 468,85 тыс. ИП.

«В Москве создан благоприятный климат для работы малого и среднего бизнеса благодаря масштабной системе льгот и мерам поддержки в самых различных отраслях столичной экономики», — отмечала ранее заммэра Москвы, глава департамента экономической политики и развития города Мария Багреева.

Одна из мер поддержки МСП — предоставление бесплатного участия в городских праздниках и фестивалях, например проектах «Лето в Москве» и «Зима в Москве». Это позволяет бизнесу без дополнительных издержек проводить активности и продвигать свой бренд, что особенно ценно для начинающих предпринимателей, отмечают эксперты. Также фестивали дают предпринимателям шанс протестировать аудиторию и ее реакцию на услугу, продукт или бренд без особых вложений. Кроме того, участие в городских событиях — это своего рода нетворкинг, который помогает значительно расширить базу контактов. Так, проект «Зима в Москве» объединил десятки культурных, спортивных, развлекательных событий, а 53 тыс. его мероприятий посетили около 30 млн человек.

«Правительство Москвы ежегодно реализует масштабные проекты, направленные на развитие и поддержку предпринимательства. В рамках проекта «Лето в Москве» представлена широкая линейка мер поддержки столичного бизнеса, благодаря которой предприниматели могут привлечь новых клиентов, укрепить узнаваемость бренда, усилить конкурентные позиции на рынке и стать частью масштабного летнего проекта», — рассказала ранее глава департамента предпринимательства и инновационного развития (ДПИР) Москвы Кристина Кострома.

Кроме того, для бизнеса столицы проводится спецпроект «Время возможностей» в рамках проекта «Лето в Москве»: ИП и организации, которые ведут деятельность в сфере общественного питания, услуг, образования и творчества, индустрии красоты, торговли, гостиничного бизнеса, а также культуры и спорта могут рассказать горожанам о своем бренде и привлечь новых клиентов.

Чтобы присоединиться к спецпроекту, необходимо разработать специальное предложение для жителей и гостей столицы: предприниматели могут организовать на своей площадке бесплатный мастер-класс, семинар или выступление, подготовить акцию или предоставить скидку от 25% на свои товары и услуги.

Информация от участников будет размещена на информационных ресурсах проекта: в разделе «Афиша» на mos.ru, на RUSSPASS или на площадках геосервисов, что позволит привлечь новых клиентов и расширить аудиторию, рассказали в ДПИР.

Сотня самых активных предпринимателей, которые проведут больше всего мероприятий, получат 100 тыс. руб. на продвижение бизнеса на одной из крупных интернет-платформ и обучающий курс по запуску рекламных кампаний.

Праздник для предприимчивых

Опыт уже прошедшего проекта «Зима в Москве» показал, что популярностью у его посетителей пользовались покупки на «Маркете волшебства»: в арт-павильонах проекта «Сделано в Москве» на туристических улицах столицы. Об успешной практике участия в проекте, в частности, рассказала основательница бренда аксессуаров Creation Pole Анна Дегтярева. «Наша продукция — дизайнерские аксессуары. Они дороговаты для того, чтобы продавать их на маркетплейсах. Такие вещи нужно лично оценить, чтобы принять решение о покупке. Этой зимой мы расположились в арт-павильонах «Подарок» рядом с ЦУМом и «Красный шар» в Столешниковом переулке. Продажи пошли в середине января, хотя это обычно «мертвый» месяц для нашего сезонного товара. А в этот раз продавалось все, в том числе необычные и довольно дорогие вещи», — отмечает Анна Дегтярева.

Аналогичный эффект отмечает основательница бренда одежды с художественной вышивкой Square Wombat Анна Юсупова, компания которой участвует в зимних и летних московских проектах с 2023 года. «Лето в Москве» в 2024 году стало для нее особенно удачным. «Прошлый август в павильоне «Маркет будущего» на Болотной площади у нас получился невероятным: продажи шли в таких же темпах и объемах, как в самый высокий сезон», — рассказала Анна Юсупова. Притом что обычно август, по словам предпринимателя, не очень хороший месяц для торговли: многие люди предпочитают тратить деньги на отпуск или подготовку к учебному году.

На площадках наблюдается высокий спрос и на продукцию, которая не относится к категории массовых товаров и представлена в единичных экземплярах. По словам владелицы бренда игрушек «Зеленка» Екатерины Скрипник, зимой в павильоне «Сделано в Москве» на Кузнецком мосту люди купили порядка 950 игрушек бренда. «Я занимаюсь авторскими игрушками ручной работы. До сих пор продвигала их через соцсети. А тут поучаствовала в проекте «Зима в Москве» — и продажи у меня выросли в десять раз», — рассказывает Екатерина Скрипник. Сейчас игрушки от предпринимателя представлены в фирменных магазинах проекта «Сделано в Москве» в четырех крупных торговых центрах столицы.

Екатерина Скрипник уже подала заявку на «Лето в Москве» на платформе «бизнес.сделановмоскве.рф». «Лично для меня участие в проекте — очень значимая мера поддержки. Через интернет товары моей ниши продвигать трудно, а в центре Москвы они сами себя продвигают», — добавляет предприниматель.

В рамках летнего проекта в 2025 году с 25 мая по 7 сентября работают 12 арт-павильонов и «Зеленый маркет» на Болотной площади, все это организует проект по продвижению локальных брендов «Сделано в Москве», следует из информации на официальном сайте проекта. В фирменных магазинах можно купить более 70 тыс. товаров 700 локальных брендов. В рамках проекта «Лето в Москве» в общей сложности предприниматели смогут представить свою продукцию на 200 фестивальных пространствах, а также провести там мастер-классы, промоакции, развлекательные программы. Анна Дегтярева, например, планирует на площадке организовать творческие мастерские для взрослых и детей.

Кроме того, как отмечают предприниматели, участие в больших московских проектах дает не только сиюминутное повышение розничных продаж, но и создает задел на долгосрочную перспективу, то есть имеет пролонгированный эффект.

При этом в разные времена года на подобные события приходят разные люди, и, соответственно, результаты отличаются, отмечает Анна Юсупова. Летом, по ее словам, площадки обычно посещают туристы, которые, если не могут сразу найти свой размер в павильоне, не ждут, а сразу же узнают про сайт компании и оформляют заказ через него. Зимой же основными посетителями являются жители Москвы. «В этом году они активно приобретали вещи из моей экспериментальной коллекции, а затем многие из них сделали корпоративные заказы», — рассказывает Юсупова.

Чем важен уровень организации мероприятий

Предприниматели, которые уже участвовали в проектах «Лето в Москве» и «Зима в Москве», отмечают профессиональный подход организаторов к выбору локаций площадок и к работе с каждым партнером. «Площадки размещены идеально, с прекрасным знанием как товаров, так и их аудитории. Наша основная, базовая продукция была представлена в маркете на Болотной. Фирменные игрушки продавались в павильоне рядом с Центральным детским магазином. А уникальные товары вроде обуви Hover Mancus, меняющей цвет, — в локации на Кузнецком мосту», — рассказал основатель бренда Bothus Mancus Андрей Колосов. Впервые предприниматель представил свою продукцию на маркете проекта «Сделано в Москве» летом 2022 года, когда только начинал свое дело. Тогда за неделю он заработал более 300 тыс. руб., а нынешней зимой в «Маркете волшебства» на Болотной площади выручка превысила полмиллиона, рассказал Андрей Колосов.

С точки зрения продвижения один из важнейших моментов — товарное соседство отмечает Анна Дегтярева: «В павильоне «Красный шар», кроме продукции Creation Pole, были представлены высококлассная бижутерия, дизайнерские сувениры. Такое окружение подчеркивало ценность и нашего бренда: мы как бы находились в контексте других товаров. То же и в павильоне «Подарок». Там продавались столичные бренды одежды, и наши аксессуары смотрелись дополнением к образам».

Анна Юсупова отмечает профессионализм и вовлеченность в бизнес со стороны команды «Сделано в Москве», члены которой очень быстро и доброжелательно реагировали на запросы как в режиме онлайн, так и офлайн.

Поделиться