Как частные инвесторы развивают городской транспорт
На опыте «Группы Мовиста» рассказываем, как частно-государственное партнерство позволяет комплексно модернизировать инфраструктуру городского электротранспорта

Задачи
Активное развитие городской экономики невозможно без современной транспортной инфраструктуры. Эффективное пассажирское сообщение, как отмечают аналитики Тихоокеанского государственного университета, увеличивает производственные возможности экономики, расширяет рынок труда и помогает взаимодействию предприятий в секторах услуг высокой стоимости в условиях растущей агломерации.
Скорость, комфорт и экологичность общественного транспорта — важные слагаемые качества жизни горожан, говорит Андрей Самохин,главный управляющий директор ВЭБ.РФ, генеральный директор Национального центра ГЧП. Неслучайно, по его словам, с начала нового тысячелетия во всем мире в качестве главного вида городского транспорта возрождается трамвай.
По данным Международного союза общественного транспорта (UITP), с начала 2000-х годов не менее 108 новых городов, из которых 60 находятся в Европе, открыли свои первые линии или заново запустили трамвайное движение.
Россия — один из мировых лидеров по протяженности линий и количеству эксплуатируемого подвижного состава городского электротранспорта (ГЭТ), отмечают авторы аналитического отчета «Трамвайный и троллейбусный транспорт в России. Итоги 2021–2022 годов» консалтинговой компании Strategy Partners: троллейбусы и трамваи используются в 60 регионах и 110 городах страны, протяженность инфраструктуры ГЭТ достигает 6,8 тыс. км, из которых 2,4 тыс. км — трамвайные пути.
Однако ошибочное мнение о трамвае как об устаревшем виде транспорта, мешающем автомобилям, привело к сокращению с 1995 года ряда трамвайных систем, отмечают аналитики Strategy Partners: общая протяженность путей в стране за это время снизилась более чем на 21%. Более половины (52%) всех трамваев в стране эксплуатируются дольше нормативного срока — 25 лет. По оценкам аналитиков, для полного обновления устаревшего подвижного состава и достижения нулевой его доли к 2030 году требуется ежегодно поставлять 406 трамваев.
Предпосылки и мотивация

Пассажиры электротранспорта быстрее добираются до работы за счет увеличения скорости движения, четкого расписания и отсутствия пробок, говорит директор практики «Инжиниринг» Strategy Partners Ольга Корона. Углеродный след трамвая на 250% меньше, чем автомобильный, напоминает эксперт.
Легкорельсовый транспорт к тому же и менее аварийный, нежели автомобильный, отмечает директор департамента инвестиций и рынков капитала Kept Сергей Игнатущенко.
Срок жизни трамвая существенно дольше, чем у других видов транспорта, рассказал заместитель заведующего Научно-исследовательской лабораторией проблем развития городского электрического транспорта Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) Олег Арефьев. Для сравнения: у автобуса он составляет 5–7 лет, у трамвая — более 20. Объем эксплуатационных расходов при этом у трамвая, по данным НИИАТ, в среднем на 40% ниже.
Поэтому в регионах растет запрос на обновление ГЭТ, отмечают эксперты. «Многие города, которые потеряли свои трамвайные линии, сейчас просят восстановить трамвайную сеть и запустить новый парк трамваев», — заявил в своем выступлении на ПМЭФ-2024 глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
Областному центру и одному из крупнейших городов Черноземья Липецку с учетом ежедневной маятниковой транспортной корреспонденции между спальными и производственными районами просто необходим каркас рельсового электротранспорта с повышенной провозной возможностью для бесперебойного сообщения между правобережной и левобережной частями города, рассказали в городском департаменте транспорта.
Федеральные программы оказывают поддержку в обновлении трамвайного парка в городах, отмечают аналитики ВЭБ.РФ.
Напомним, что федеральная поддержка обновления общественного транспорта стала носить системный характер только с 2020 года. Тогда Минтранс России впервые запустил льготный лизинг подвижного состава. В 2022 году был расширен с 12 на 43 города проект «Чистый воздух» Минприроды, тогда же стартовал федеральный проект «Развитие общественного транспорта» в структуре нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
Но развитие электротранспорта требует больших усилий и инвестиций, отмечают аналитики. Модернизация всего наземного ГЭТ (включая троллейбусы) потребует около 494 млрд руб. без учета стоимости ремонта имеющейся и создания новой инфраструктуры, по оценкам авторов исследования Strategy Partners.
Решение

Помимо обновления подвижного состава, модернизация предусматривает реконструкцию трамвайных путей, тяговых подстанций, депо, ремонт и строительство контактной сети, а также обновление остановочной инфраструктуры и инженерных сетей, отмечают эксперты.
Подобные комплексные проекты по развитию инфраструктуры в масштабе городов или целых регионов требуют значительных финансовых вложений, и механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) — чуть ли не единственная возможность реализовать такие масштабные проекты, считает Ольга Корона из Strategy Partners: ГЧП позволяет привлекать федеральные и кредитные средства, а также деньги частных инвесторов.
В прошлом году на заседании президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта президент России Владимир Путин призвал руководителей регионов рассмотреть для развития городского транспорта возможности использования ГЧП.
В 2021 году премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление по поддержке региональных инфраструктурных проектов комплексного развития городского электротранспорта в виде бюджетных кредитов. Главное условие получения финансирования — применение механизма ГЧП. Федеральная субсидия на модернизацию ГЭТ при этом составляет 30% капитальных затрат. Общий объем финансирования из федерального бюджета на пять лет предусмотрен в размере 100 млрд руб.
Остальные средства будут привлекаться из вложений инвесторов, кредитов ВЭБ.РФ (на 20 лет по льготной ставке) и Фонда национального благосостояния. Сегодня в программе уже участвуют десять регионов. Общая стоимость проектов до 2027 года составит более 231 млрд руб., 86,5 млрд руб. из которых — средства федерального бюджета.
ГЧП используется во многих странах мира для развития инфраструктуры, отмечает Сергей Игнатущенко: «Частные инвесторы строят и обслуживают инфраструктуру наиболее эффективно, потому что именно им предстоит ее эксплуатировать и обслуживать».
В отличие от «классических» вариантов развития городского электротранспорта, механизм ГЧП позволяет привлечь к решению задач комплексной модернизации ГЭТ не только частные вложения, но и опыт и стандарты профильного бизнеса и финансирующих организаций, говорит гендиректор крупного инфраструктурного инвестора «Группа Мовиста» Алексей Зотов.
Компания реализует проекты в четырех городах, входящих в госпрограмму модернизации ГЭТ, — Липецке, Перми, Курске и Ярославле. При поддержке «Группы Мовиста» в 2022 году был запущен первый в истории современной России междугородный трамвайный маршрут с цифровым депо Екатеринбург — Верхняя Пышма.
Реализация и результат
Город Курск стал первым, где в рамках госпрограммы обновления ГЭТ уже запустили движение по полностью реконструированным трамвайным путям. При их модернизации использовались современные технологии, рассказали в компании-концессионере «Группа Мовиста»: железобетонные шпалы с полимерными накладками, что делает пути более экологичными и долговечными, алюминотермитная сварка и виброизоляционные маты для снижения шума, а также температурные компенсаторы, которые помогают справляться с капризами российского климата.
В целом курский проект включает в себя обновление более 40 км путей и восьми тяговых подстанций, реконструкцию депо, закупку 22 низкопольных трамваев «Львенок», а также ремонт и строительство контактной сети. Современный подвижной состав высокого уровня производят российские предприятия в Твери и Санкт-Петербурге. По оценке компании-концессионера, доля импортозамещения в сфере городского электротранспорта достигает 90% и выше.
Движение современных трамваев по новым рельсам также запущено в Перми и Липецке.
В рамках концессионного соглашения с «Мовистой» запланированы реконструкция 40,8 км существующих путей, строительство 5,2 км новых путей, реконструкция депо и закупка 46 новых трамвайных вагонов, рассказали в департаменте транспорта Липецка. В планах города — поддержка и дальнейшее развитие существующей сети электротранспорта с сохранением его максимального обособления от проезжей части автомобильных дорог.
Модернизация электротранспорта — драйвер для всего городского развития, говорят в компании «Мовиста». Новые трамвайные линии, в частности, способствуют благоустройству и преображению внешнего облика улиц, отмечает Алексей Зотов. В Перми, например, компания совместно с городскими властями в рамках проекта модернизации ГЭТ помогла благоустроить одну из самых значимых улиц города — улицу Куйбышева.
В рамках реализации программы в Перми должен быть произведен ремонт 35 км трамвайных путей, обновлена энергетическая инфраструктура и реконструировано депо «Балатово», рассказали в МУП «ПермГорЭлектроТранс». «Такая глобальная модернизация трамвайной системы за три года стала бы серьезной нагрузкой для городского бюджета. Механизм ГЧП позволяет распределить эту нагрузку в долгосрочной перспективе», — отметили в управлении городского транспорта Перми.
Неотъемлемой частью модернизации и несомненным отличием от предыдущей эпохи работы общественного транспорта является цифровизация отрасли, подчеркивают в «Мовисте». Во всех регионах присутствия группа внедряет цифровую платформу управления мобильностью. Это универсальный инструмент, который необходим всем участникам транспортного обслуживания — органам власти, перевозчикам и пассажирам, поясняет Алексей Зотов. Платформа позволяет региону управлять пассажирскими перевозками: оптимизировать маршрутную сеть и расписание, контролировать транспортную работу, анализировать пассажиропотоки и собираемость билетной выручки в режиме реального времени, а также выявлять и снижать количество безбилетных проездов.
О том, что жители городов уже ощутили результаты в том числе цифровой модернизации ГЭТ, заявлял ранее и вице-премьер Дмитрий Григоренко: «Пассажиры уже используют мобильные приложения для городского транспорта».
Дополнительным эффектом от развития транспортной инфраструктуры является импульс для роста малого и среднего бизнеса, отметил ранее Игорь Шувалов. По его словам, комплексное обновление трамвайной сети буквально перезапускает городскую жизнь, происходят благоприятные экономические и социальные эффекты.
Планы и перспективы
Концессионер «Группа Мовиста» разрабатывает проекты модернизации ГЭТ и с другими регионами.

Так, активно обсуждается проект обновления трамвайной сети Екатеринбурга и продления линии «Верхнепышминского трамвая». На выставке «Иннопром» летом 2024 года правительство Свердловской области, администрации городов Екатеринбурга и Верхней Пышмы подписали с «Группой Мовиста» договоры о сотрудничестве в сфере развития электротранспорта. В рамках договоренностей планируется возвести 24,5 км и реконструировать 1,7 км трамвайных путей, построить депо и три тяговые подстанции. Также в город поставят 60 новых трехсекционных и 20 двухсекционных трамваев.
«Вопрос модернизации назрел давно, а теперь, когда сразу несколько городов комплексно развивают свои трамвайные сети и мы видим вполне измеримый эффект, власти российских городов не будут отказываться от трамвайных путей, а будут возрождать то, что еще можно спасти», — уверен Алексей Зотов.
Эксперты ожидают расширения федеральной программы модернизации ГЭТ и развития проектов ГЧП в транспортной сфере. Если до недавнего времени концессии заключались на крупные стройки, в основном дорожные, то в 2023 году, по оценкам Национального центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ), поддержку получили 11 проектов развития городского электротранспорта на 280,8 млрд руб.
Премьер-министр Михаил Мишустин на выставке «Иннопром», где он ознакомился с работой цифровой платформы управления электротранспортом «Группы Мовиста», заявил, что правительство рассмотрит вопрос о расширении федеральной поддержки проектов в области автоматизации, контроля и управления пассажирскими перевозками.