Впереди еще один вызов: главное из интервью Натальи Зубаревич РБК
Экономист и профессор МГУ Наталья Зубаревич проанализировала ключевые факторы, определяющие экономическое развитие российских регионов. Среди них — ключевая ставка, состояние промышленности и инвестиционные тренды
О влиянии ключевой ставки на развитие регионов
«Высокая ключевая ставка пока не быстро замедляет экономическое развитие российских регионов. Да, мы видим, что во втором квартале 2024 года темпы роста практически всех показателей, за исключением реальных доходов населения, замедлились относительно первого квартала. Но, во-первых, важно подчеркнуть, что сам рост никуда не исчез, замедлились темпы. Во-вторых, различия в экономическом развитии регионов закладываются другими трендами!»
О промышленности
«Регион-чемпион по росту обрабатывающей промышленности тот же, что и в прошлом году, — Курганская область. За период с января по июль 2024 года прирост составил 48% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Также хорошо себя чувствуют другие регионы, где сконцентрирована оборонная промышленность: Тульская, Рязанская, Кировская области, Чувашская Республика».
«Тяжелее всего регионам добывающей промышленности. По итогам второго квартала 2024 года их динамика просела по всей стране почти на 2%, если сравнивать с аналогичным периодом 2023 года».
«Любопытно, что есть исключения. Например, на Ямале после сильнейшего падения газодобычи в 2023 году мы видим постепенный рост — помогает внутренний спрос. В Иркутской области в добывающей отрасли тоже все нормально».
О развитии Дальнего Востока
«Поворот на Восток» связан не столько с развитием промышленности, сколько с перестройкой транзитных коридоров для экспорта продуктов в азиатские регионы. По итогам первого полугодия 2024 года доля Азии в российском экспорте достигла 76%. И, скорее всего, это предел — дальше расти она вряд ли будет».
О том, куда идут инвестиции
«По итогам первого полугодия лидерами инвестиционного роста оказался Северо-Запад России за счет очень высокого притока инвестиций в Санкт-Петербург (плюс 27%) и Ленинградскую область (плюс 36%), а также Южный федеральный округ за счет Краснодарского края. А вот Дальний Восток стал сдавать».
О ситуации в строительной отрасли
«Мы видим совершенно новый тренд в строительной отрасли: девелоперская активность уходит из двух крупнейших рынков — из Московской и Санкт-Петербургской столичных агломераций — и смещается в регионы».
О доходах населения
«Замедление темпов роста реальных доходов населения происходит потому, что мы видим замедление роста зарплат, а они играли и играют ключевую роль в доходах населения».
«Я очень люблю показатель потребления в общепите, так как он описывает «душу российского народа». Когда наступил кризис 2022 года, в реальном выражении продукция ресторанов, кафе и баров не упала, наоборот, мы увидели рост на 5%. В 2023 году рост был уже на 12%. Откуда взялся этот рост? Люди активно заедали и запивали стресс».
О том, что тормозит экономику
«Жесткий дефицит рабочей силы, который усиливается ужесточением миграционной политики. У вас не получится разогнаться, если некому работать. Очень быстро вы упретесь в потолок».
«Высокая ключевая ставка для гражданских отраслей, из-за которой они не могут брать кредиты, чтобы интенсивно расширять производство».
«Металлургия сейчас сдвинулась в сторону внутреннего потребления. Если раньше почти половина выпускаемой продукции шла на экспорт, а половина на внутренний рынок, то сейчас меньше 40% идет на экспорт».
О том, как чувствует себя бизнес
«Похоже, бизнес чувствует себя неплохо, если судить по налогам на совокупный доход. В 2023 году поступления этих налогов выросли на 20%, а в первом полугодии этого года на 46%».
«Я называю это «тренировками на кошечках». Российский бизнес имеет дело с шестым кризисом подряд, и все они даром не прошли. Например, ковид научил, что «запас карман не тянет». Поэтому вся весна 2022 года ушла на наращивание запасов. Тащили все что можно: оборудование, комплектующие. Свою роль сыграла и рациональная политика государства. <…> Но впереди еще один вызов — рост налогообложения в 2025 году. И тут мало не покажется».
Полное интервью читайте на проекте «РБК Тренды»: