Зачем в Индии присматриваются к поставкам угля из Монголии
Индия наряду с Китаем — главный потребитель коксующегося угля в мире. Страна активно развивает собственную добычу, но пока не может отказаться от масштабного импорта. В рамках диверсификации поставок стратегически важного ресурса в Индии сегодня присматриваются к поставкам из Монголии
В октябре представительная государственная делегация Индии отправится в Монголию для обсуждения импорта коксующегося (металлургического) угля, пишет индийское информационное агентство PTI. Ранее переговоры уже провели представители сталелитейной промышленности двух стран. В агентстве отмечают, что этот шаг нацелен на диверсификацию поставок и повышение доступности коксующегося угля в Индии.
В июле Reuters со ссылкой на источники указывал, что Индия до конца месяца осуществит пробные поставки коксующегося угля из Монголии. По данным собеседников агентства, один из крупнейших индийских производителей стали JSW Steel намерен приобрести около 30 тыс. т сырья, государственная сталелитейная компания SAIL — от 3 тыс. до 5 тыс. т.
Для JSW Steel это уже будет вторая поставка из Монголии после 2021 года: ранее компания приобрела 8 тыс. т коксующегося угля. Кроме того, на сегодняшний день сразу несколько индийских компаний рассматривают возможность приобретения или аренды угольных и медных месторождений в Монголии.
Потребности Индии
Индия занимает второе место по производству стали в мире после Китая. В 2023–2024 финансовом году южноазиатская страна выплавила 143 млн т стали, рост по сравнению с предыдущим годом составил 14%.
Порядка 85–90% потребностей сталелитейной промышленности Индии в коксующемся угле удовлетворяются за счет импорта. В 2023–2024 финансовом году импорт коксующегося угля достиг десятилетнего максимума: республика импортировала 58 млн т сырья, по сравнению с прошлым годом рост достиг около 7%.
Крупнейшим поставщиком коксующегося угля в Индию остается Австралия, на которую приходится 34,2 млн т от общего объема поставок (59%). Второе место занимают США (8,4 млн т, или 14% импорта), на третье поднялась Россия (6,4 млн т, или 12%), которая еще по итогам 2022–2023 года опередила Канаду и Мозамбик.
При этом аналитики отмечают тенденцию к снижению роли австралийского угля на индийском рынке: еще год назад доля Австралии в импорте составляла 70%, США — 12,5%, России — 5%. К изменениям в источниках импорта привели нестабильность цен на австралийский уголь, скидки на сырье из России и стремление Нью-Дели диверсифицировать поставки.
По данным исследовательской компании Bigmint, за период с января по август 2024 года импорт из России достиг 5,2 млн т, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 53%.
Потенциал Монголии
На сегодняшний день Монголия является одним из ключевых экспортеров металлургического угля в мире. По данным, которые приводит Международное энергетическое агентство (IEA), в 2023 году страна увеличила экспорт коксующегося угля почти в два раза по сравнению с предыдущим годом — показатель вырос до примерно 54 млн т. Основным покупателем монгольского металлургического угля (порядка 90% экспорта) является Китай. Росту экспорта в том числе способствовало улучшение транспортной и таможенной инфраструктуры между двумя странами.
Конкурентным преимуществом монгольского коксующегося угля является цена: по статистике, которую приводит Reuters, его ввозили в среднем за 974 юаня ($135,98) за тонну в 2023 году, что примерно на 20% дешевле российского угля и вдвое — австралийского. Однако беспроблемной назвать угольную отрасль страны сложно: в результате скандала в связи с хищениями экспортного угля с государственных месторождений в конце 2022 года власти Монголии арестовали несколько высокопоставленных чиновников и топ-менеджеров, а также ввели систему электронных торгов углем на фондовой бирже. Эти меры, по задумке чиновников, должны снизить объемы контрабанды угля.
Также для повышения качества экспортного сырья республика стремится повысить свои мощности по обогащению угля. В июне 2024 года АО «Эрдэнэс Таван Толгой» ввело в эксплуатацию первую очередь завода по обогащению угля мощностью 10 млн т в год.
Возможность поставок угля из Монголии в Индию обсуждается не первый год, но узким местом остается логистика. Для проработки потенциальных маршрутов была создана совместная рабочая группа.
Поставки могут осуществляться через порты КНР, однако Нью-Дели из-за непростых отношений с Пекином отдает предпочтение альтернативным маршрутам. В июне 2023 года The Hindu Business Line сообщила, что Монголия предложила два маршрута: транспортировку через порты российского Дальнего Востока и международный транспортный коридор «Север — Юг». Кроме того, по информации источников газеты в индийском правительстве, стороны также обсудили перспективы использования маршрута Санкт-Петербург — порт Мундра.
Собственная добыча
В соответствии с утвержденной в 2017 году Национальной политикой Индии в области стали, к 2030–2031 финансовому году поставлена цель увеличить выплавку стали до 300 млн т. Соответственно, потребности в коксующемся угле составят 161 млн т. Таким образом, Индия в обозримом будущем наряду с Китаем останется одним из главных драйверов спроса на это сырье.
В то же время Индия стремится снизить зависимость от импорта до 65% за счет расширения собственной добычи и обогащения металлургического угля. Внутреннее производство в 2023–2024 финансовом году достигло 66,55 млн т, однако добываемый в Индии коксующийся уголь — низкого качества: он имеет высокую зольность (от 18 до 49%) и меньшую калорийность. Поэтому для использования в сталелитейной промышленности уголь обогащается и смешивается с импортным сырьем (с зольностью до 9%).
В 2021 году была запущена Миссия по коксующемуся углю (Mission Coking Coal), в соответствии с которой поставлена цель увеличить внутреннее производство коксующегося угля до 140 млн т к 2030 году. Для снижения зависимости от импорта Индия намерена увеличить долю отечественного сырья в угольной смеси, используемой в сталелитейной промышленности, с нынешних 10–12 дo 30–35%. В этих целях планируется строительство восьми новых заводов по обогащению коксующегося угля.