Что обеспечит энергетическую стабильность Дальнему Востоку
Россия активно развивает инфраструктуру и промышленные кластеры Дальнего Востока. Введение конкурентного ценообразования и механизмов безрискового строительства новых генерирующих объектов привлечет инвестиции и даст стимул развитию энергоинфраструктуры региона, считают эксперты
Последние несколько лет особое внимание уделяется развитию Дальнего Востока — крупнейшего макрорегиона России, занимающего 41% площади страны — 6,9 млн кв. км, и с относительно небольшим количеством населения — 8,2 млн человек (около 5,6% от всего населения России).
Особенно актуально развитие этой территории стало с переориентацией на восточное направление значительной доли торговых и транзитных транспортных потоков. Развитие Дальнего Востока — один из приоритетов России на несколько ближайших десятилетий, следует из заявления президента РФ Владимира Путина на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) 2024 года.
Сегодня в Дальневосточный федеральный округ (ДФО) действительно поступают значительные инвестиции, в том числе за счет различных государственных программ. ДФО занимает первое место среди федеральных округов по темпам роста инвестиций в основной капитал. По данным федерального автономного научного учреждения «Востокгосплан», за 2023 год инвестиции выросли на 20,4% (в РФ — на 9,8%), составив 3,4 трлн руб.
Как меняется нагрузка на дальневосточную энергогенерацию
Создаваемая инфраструктура и промышленные объекты требуют энергообеспечения. Темпы потребления электроэнергии на Дальнем Востоке, как отметил на ВЭФ министр энергетики Сергей Цивилев, растут намного быстрее, чем в среднем по России, — 3,9% против 1,5% в год в других регионах.
В дальнейшем, на горизонте до 2030 года, будут прибавлять ежегодно в среднем около 5% — темпами в два раза выше среднероссийского показателя, о чем на форуме рассказал российский президент. Многие инвесторы, по словам Сергея Цивилева, сталкиваются на Дальнем Востоке с нехваткой генерации, поэтому такая же опережающая динамика должна быть по наращиванию ее объемов. К 2030 году, по оценкам Минэнерго РФ, в дальневосточных регионах в рамках существующих проектов должны быть построены генерирующие объекты общей мощностью 2,6 гигаватта (ГВт).
При этом строящихся мощностей может быть недостаточно, прогнозируют эксперты. К 2030 году дефицит электроэнергии в ДФО, вполне вероятно, составит 3 ГВт, следует из презентации представителя президента в ДФО Юрия Трутнева, также представленной на ВЭФ.
Сегодня практически на всей территории Дальнего Востока — центральной и северной ее частей — нет оптового рынка электроэнергии, там существуют лишь разрозненные изолированные энергосистемы, поясняют эксперты. Зоны, входящие в объединенные энергосистемы (ОЭС), расположены только на юге региона. В ДФО их две: юго-восточная часть округа относится к ОЭС Востока, а юго-западные территории — к другой энергосистеме — ОЭС Сибири.
В начале сентября 2024 года Системный оператор единой энергетической системы представил для общественного обсуждения проект схемы и программы развития электроэнергетических систем России на 2025–2030 годы. В документе выделены территории дефицита мощности. Одна из них — юго-восточная часть ОЭС Сибири, включающая Иркутскую область и относящиеся к ДФО Забайкальский край и Республику Бурятия. Еще одной территорией дефицита обозначена ОЭС Востока. То есть вместе это как раз зоны оптового рынка электроэнергии регионов ДФО.
Однако избежать дефицита, согласно документу, не удастся даже за счет введения новых запланированных мощностей. По юго-восточной части ОЭС Сибири в этом году прошли два конкурса конкурентного отбора мощностей новых генерирующих объектов (КОМ НГО). Отобраны проекты ТГК-14, Группы En+ и «Интер РАО». Их общая мощность 1305 МВт, из которых 615 МВт предполагается построить в ДФО. В свою очередь, в ОЭС Востока по решениям правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики одобрены строительство и модернизация станций «Русгидро» и «Газпром энергохолдинг». Общая вновь вводимая мощность здесь к 2030 году составит 2607 МВт. Но это не решит проблему. Для покрытия дефицита, как следует из той же схемы и программы развития электроэнергетических систем России, необходимо построить линии электропередачи постоянного тока на 1500 МВт из центральной части ОЭС Сибири и дополнительные объекты генерации — не менее 1385 МВт установленной мощности гарантированной генерации в ОЭС Сибири и 1647 МВт — в ОЭС Востока.
«Из-за отсутствия параллельной синхронной связи с единой энергетической сетью Дальний Восток сталкивается с нестабильностью электроснабжения и ограниченной возможностью передачи энергии между объектами. Это ведет к перебоям в энергоснабжении и росту издержек», — говорит старший аналитик инвестиционно-банковского департамента инвестиционно-финансовой компании «Солид» Владислав Махортов.
Чтобы дефицит электроэнергии не стал сдерживающим фактором развития экономики, президентом поставлена задача сформировать энергетическую стратегию РФ до 2050 года. «В энергостратегии «Дальний Восток» мы выделили в отдельный блок и конкретизировали подходы развития энергетики макрорегиона», — сообщил Сергей Цивилев на ВЭФ. По его словам, министерство представит обновленную энергостратегию до конца года.
Как преодолеть системные препятствия для энергетики Дальнего Востока
Возможности для развития ограничивает текущая система ценового регулирования. ОЭС Востока относится к неценовой зоне. В таких зонах рыночного ценообразования покупка электроэнергии на оптовом рынке осуществляется по регулируемым государством ценам. При существующих регуляторных механизмах динамичное развитие энергосистемы федерального округа невозможно, в ОЭС Востока отсутствуют стимулы для модернизации генерирующих мощностей, говорится в материалах аналитического центра при правительстве РФ.
Приход в ОЭС Востока новых генерирующих компаний, по мнению аналитиков, возможен после перехода ОЭС Востока к биржевому ценообразованию. Действие такого механизма можно увидеть на примере энергодефицитных регионов ОЭС Сибири.
Сегодня на рынке есть два достаточно эффективных механизма, чтобы генкомпании могли инвестировать в развитие, говорит председатель совета директоров компании ТГК-14 Константин Люльчев: «Это программа КОММод для модернизации существующих мощностей, по которой мы реконструируем порядка 30% своей генерации. До конца года вступят новые правила, и у генераторов в энергодефицитных зонах появится возможность заявить еще дополнительный объем для реконструкции. Второй механизм — конкурентный отбор мощности новых генерирующих объектов (КОМ НГО), который у нас в регионе начал работать в этом году, — это строительство новых генерирующих объектов».
КОМ НГО — это механизм строительства генерирующих объектов с требуемыми техническими характеристиками на территориях с локальным дефицитом активной мощности, поясняется в материалах НП «Совет рынка». Предполагается, что генераторы получают гарантированный возврат инвестиций за счет повышенного тарифа на мощность.
«Механизмы КОММод и КОМ НГО позволяют фиксировать стоимость строительства. В них есть налоговая составляющая, топливная и затраты на содержание. Этот механизм привязан к доходности облигаций федерального займа. Если будут происходить изменения, то доходность инвестиций, заложенная в тариф, пересчитывается. Таким образом, для генерирующих компаний снижаются большинство рисков, связанных с окупаемостью таких крупных и продолжительных вложений», — говорит Константин Люльчев.
Привлечь инвестиции в ОЭС Востока может запуск в ДФО оптового энергорынка, соответствующий закон Госдума РФ приняла сразу во втором и третьем чтениях в конце июля 2024 года. Планируется, что он вступит в силу в 2025 году и обеспечит поэтапный переход к конкурентному ценообразованию к 1 января 2028 года. «Технически энергосистема готова: ценовые последствия просчитаны, а механизмы, исключающие ценовые шоки, выстроены. Мы также ждем увеличения потока инвестиций в строительство и модернизацию генерирующих объектов», — рассказал на ВЭФ Сергей Цивилев. Так для инвесторов, по его словам, становится доступна вся палитра механизмов ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности.
«Мы видим стабильный рост спроса и количества подключений. Новая генерация дает хорошие возможности для развития. Рыночное ценообразование дополнительно простимулирует поставщиков повышать эффективность, оптимизировать собственные расходы генераторов», — говорит Константин Люльчев.
Запуск рынка, как считает старший аналитик инвестиционного банка «Синара» Матвей Тайц, позволит использовать уже имеющиеся наработки по привлечению инвестиций в строительство и модернизацию мощностей, успешно реализованные в европейской части страны и Сибири.
Возможно, будут и дополнительные механизмы. Так, президент РФ поручил правительству предусмотреть механизмы проектного финансирования для долгосрочной программы развития энергетических мощностей на Дальнем Востоке.
Замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов, в свою очередь, предложил сохранить дальневосточную надбавку по энергетике до 2028 года и направить ее на модернизацию мощностей. «Сегодня эта надбавка идет большей частью на компенсацию операционных расходов генерирующих объектов на Дальнем Востоке. Если направить ее на модернизацию, то это мог быть еще один механизм наряду с КОММод и КОМ НГО, что дало бы плюс инвестиционного развития генерирующих компаний и регионов», — считает Константин Люльчев.
Введение конкурентного ценообразования даст дополнительный стимул к развитию энергетической инфраструктуры Дальнего Востока, соглашается доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Николай Водолазский.
Такие механизмы интересны и регионам, и генераторам. «В результате обоих конкурсов НГО в ОЭС Сибири, проведенных в этом году, мы имеем хорошую базу для роста фундаментальной стоимости компании. Регион и новые потребители будут обеспечены надежным энергоснабжением теплом и электроэнергией. Мы получим гарантированный денежный поток от двух инвестиционных проектов, а новые эффективные мощности позволят повысить рентабельность и улучшить экологию», — говорит Константин Люльчев.
Программа по развитию электроэнергетики на Дальнем Востоке может увеличить интерес инвесторов к сектору, как в свое время ожидания от программы строительства новых мощностей в начале реформы электроэнергетики, считают эксперты.