Какие перспективы бизнес-тревел видит на рынках дружественных стран
О том, как новые логистические маршруты и экономические связи изменили географию делового туризма, рассказал председатель совета директоров ГК «Аэроклуб», член правления Союза агентств делового туризма Денис Матюхин
— В 2023 году количество деловых поездок в России выросло на 21% по сравнению с 2022 годом и достигло 21 млн, по оценке BusinesStat. И это несмотря на расширение онлайн-форматов деловой активности. Как вы оцениваете интенсивность рынка бизнес-туризма?
— Расширение онлайн-форматов не может заменить живого общения. Тем более что идет перестройка внешних и внутренних торгово-экономических связей в нашей стране, да и во всем мире.
Отрасль бизнес-тревела заметно растет. В денежном выражении в 2023 году рынок вырос на 30% — до 827 млрд руб. Это на 22,5% выше показателей допандемийного 2019 года, по оценкам Союза агентств делового туризма. Ожидается, что в этом году объем рынка достигнет 1 трлн руб. Так, за первое полугодие 2024 года количество командировок увеличилось на 21% по сравнению с 2023 годом.
Доля внутренних поездок по России в прошлом году составила 88%, международных — 12%. В целом эта пропорция за последние несколько лет не изменилась, за исключением пандемийного периода, когда доля внутренних достигала 95%. Мы видим восстановление спроса на зарубежные поездки: во втором квартале 2024 года их доля выросла до 15%.
Меняются логистические цепочки, российский бизнес ищет новых партнеров. Важно, что, если еще 1–1,5 года назад многие командировки были спонтанными, что сказывалось в том числе и на их стоимости, то сегодня более 60% всех поездок бронируются заранее — от восьми дней и более. Мы возвращаемся в состояние, когда командировки предсказуемы, а значит, бизнес-активность становится более плановой.
— Можно сказать, что рынок преодолел кризис?
— Я не считаю изменившиеся условия кризисом. Настоящим кризисом была ситуация пандемии, но это испытание не только для туризма, а для всех людей в нашей стране. Да, тогда наш бизнес всего за две недели обрушился до нуля. Но мы извлекли из этого урок, и на будущее у нас есть решения для минимизации подобных рисков. Мы стали гибче, да и все научились быстро подстраиваться под изменения.
Сегодня мы находимся в совсем иной парадигме: перед отечественным бизнесом открывается масса возможностей. Появились новые рынки, происходит перестройка и самоидентификация российских компаний, переориентация торгово-экономических связей на Азию, страны БРИКС. Соответственно меняется география поездок. В этих процессах мы видим серьезный потенциал для развития.
— Насколько быстро вам удается переориентироваться на новые направления, что российский бизнес-тревел готов предложить партнерам?
— Тут следует отметить два аспекта. Начну с того, что, несмотря на сложные геополитические условия и санкции, мы быстро переориентировались и подстроились под сложившиеся условия. Наша компания продолжает обеспечивать бизнесу полное сопровождение не только на новых направлениях, но и помогает поддерживать деловые связи с партнерами, в том числе на европейском рынке.
С другой стороны, мы видим большие возможности в расширении присутствия на зарубежных рынках. У нас уже есть офисы в Казахстане и Турции. До конца года планируем открыть представительства в Азербайджане и Узбекистане. Еще через год есть амбиции замахнуться на Китай. Это сложный рынок, но именно сюда сегодня ориентированы большинство российских компаний. Также до конца 2026 года планируем открыть офисы в ЮАР, Индии и Бразилии.
В целом страны БРИКС — перспективный рынок. Помимо того, что в них проживает половина населения планеты, в некоторых из этих стран технология по обслуживанию командировок не менялась десятилетиями. Мы готовы предложить им простой и удобный продукт, это поможет повысить уровень сервиса и в какой-то мере даже изменить в этих странах модель потребления в бизнес-тревеле.
Дело в том, что отечественный сегмент бизнес-тревела достаточно развит и с точки зрения сервиса, и в части технологий. Например, реализованные в России технологии Travel-tech намного опережают даже западные: разрыв примерно такой же, как у российского и зарубежного Fin-tech. Конкурентным преимуществом российского бизнес-тревела на зарубежных рынках являются и стандарты обслуживания. Яркое тому подтверждение — предпочтение российскими офисами глобальных компаний именно отечественных агентств при организации как командировок, так и деловых и корпоративных мероприятий (MICE).
— Как меняется конкуренция на отечественном рынке?
— Рынок достаточно стабильный, на протяжении последних 20–30 лет на нем работают около 15 серьезных компаний. В некоторых сегментах появляются новые игроки, но рынок довольно сложный, и порог входа на него намного выше, чем кажется. Дело в том, что бизнесу нужен не просто продукт, а сервис и поддержка. В этой части очень важна экспертиза партнера и отлаженные операционные процессы.
С другой стороны, хороший сервис не может быть дешевым. Поэтому здоровую конкуренцию и рост рынка будет стимулировать реальная, честная цена на услуги. Мы, например, готовы вернуться к существовавшей еще до кризиса 2008 года схеме Open Book как одному из методов ценообразования на услуги: показывать все расходы и налоги, а также нашу маржу.
— Какие возможности для развития бизнес-тревела открывают IТ-технологии и каков уровень их развития в отрасли?
— Впервые оптимизировать внутренние бизнес-процессы на основе примитивных по меркам сегодняшнего дня IТ-решений мы стали еще в 2006 году. Уже тогда это позволило заметно повысить производительность труда и унифицировать сервис.
Сейчас уровень цифровизации услуг бизнес-тревела в передовых российских компаниях, по оценкам Союза агентств делового туризма, составляет 95–97%. Средний показатель в отрасли, по данным «РБК Исследования рынков», составляет 80%.
Это позволяет клиентам не только более эффективно управлять своими тревел-программами, но и повысить качество сервиса для конечных путешественников, которые оформляют свои командировки самостоятельно через платформы бизнес-тревел-партнеров. В отрасли растет омниканальность: используются все каналы общения с клиентами, включая мессенджеры, чат-боты, голосовые помощники.
Впрочем, остается немало компаний, которым удобнее работать в офлайне. Но и в этом случае есть решения, позволяющие оптимизировать процесс с помощью цифры уже на нашей стороне. Наша цель — изменить модель потребления услуги организации командировок: упростить процесс до предоставления ее практически в один клик. Это достаточно сложная задача, которая требует серьезных инвестиций в технологии искусственного интеллекта (ИИ).
Именно ИИ в ближайшие два года будет существенно влиять на развитие делового туризма. Пока действующих проектов на рынке нет, но они уже активно тестируются. Мы, например, опробуем технологии ИИ в рабочих процессах и наращиваем экспертизу в этой области с 2019 года. Серьезные инвестиции, которые мы вкладываем в команду, инфраструктуру, разработку, позволят в ближайшее время интегрировать сервисы на базе технологий ИИ в наши продукты.
Особенность рынка бизнес-тревела в том, что полагаться на готовые решения технологических компаний не приходится, необходимо разрабатывать собственные. Это связано в том числе с тем, что через агентства проходит огромный объем персональных данных корпоративных клиентов, необходимо обеспечить их безопасность. Кроме того, наш бизнес предполагает трансграничную передачу данных.
Сегодня в нашей IТ-компании работают порядка 150 специалистов в области Travel-tech. С расширением присутствия на зарубежных рынках она будет только расти.
— Какие тенденции можно отметить с точки зрения потребителей услуг бизнес-тревела?
— Бизнес-тревел — не просто логистическая услуга, это сервис. И он все более кастомизируется и персонализируется. Недостаточно удовлетворять запросы компаний — необходимо соответствовать ожиданиям каждого конкретного командированного.
Поэтому модели поведения потребителей в в2с-секторе распространяются на сферу в2в: это предполагает упрощение процесса оформления командировок, улучшение сервиса — все должно быть быстро, четко, бесшовно. В самом ближайшем будущем на фоне их дальнейшего развития мы станем свидетелями революционных изменений самого принципа потребления. Процесс выбора билетов, средств размещения, дополнительных услуг будет происходить буквально в один клик.
Целевая аудитория бизнес-тревела расширяется за счет компаний малого и среднего бизнеса (МСБ). Дело в том, что даже с небольшим количеством поездок необходимо иметь возможность удобно оформлять командировки, правильно вести свой бухгалтерский учет и формировать налогооблагаемую базу, оформлять закрывающие документы или иметь возможность воспользоваться отсрочкой платежа. Сегодня мы тревел-партнер для крупного бизнеса, но видим в сегменте МСБ большую перспективу и планируем расширять свое предложение на рынке.
Нужно отметить, что высоко востребованы на рынке и MICE-услуги: провести выездное мероприятие в Сочи или Дубае — сложный организационный и логистический процесс. Этот рынок тоже продолжит расти темпом в 25–30% в год.
По нашим прогнозам, рынок бизнес-тревела в целом будет устойчиво расти, консолидироваться, станет более прозрачным и понятным для клиентов и участников. А одним из важнейших его драйверов станут технологии.