Глава курорта «Красная Поляна» — о динамике и будущем внутреннего туризма
Как развивается внутренний туризм в России, что может стать драйвером для роста индустрии, каковы требования россиянина к комфорту, рассказал генеральный директор курорта «Красная Поляна» Павел Перов
— Как вы оцениваете состояние внутреннего туризма в России? Какова динамика последних двух лет?
— Уже с уверенностью можно сказать, что рынок полностью восстановился после ковидного локдауна. На нашем курорте с 2020 года турпоток вырос на 15%. Существенно увеличилось и количество гостей в рамках корпоративного туризма. Положительная динамика этого направления составила 30%. И в целом индустрия туризма в России продемонстрировала высокую устойчивость к различным кризисным явлениям. Сейчас мы четко видим переориентацию спроса на внутренний туризм в условиях ограничений выезда за рубеж. Только за зимний сезон 2023/24 курорт посетили 750 тыс. гостей. Увеличение турпотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 10%. Безусловно, сегодня ситуация способствует притоку инвестиций и реализации туристического потенциала многих регионов страны.
Кроме того, рост спроса создает конкурентную среду в сфере гостеприимства. Туристические кластеры вынуждены были подтянуть уровень сервиса, вложиться в инфраструктуру и всерьез задуматься о расширении предложений для гостей.
Курорт «Красная Поляна» в этих условиях изначально имел высокие стартовые позиции, горный кластер строился с использованием самых передовых технологий. Поэтому сегодня для нас основная задача — удержание и прирост аудитории. Ежегодно турпоток на курорт увеличивается в среднем на 10–15%. А количество возвратных гостей за последние два года выросло на четверть.
— Какие тренды на туристическом рынке вы можете отметить? Каковы сегодня запросы клиентов?
— Главный тренд — развитие инфраструктуры: открываются новые гостиницы и предприятия общественного питания.
Современные туристы отличаются требовательностью. У многих богатый опыт путешествий по всему миру. Поэтому они в меньшей степени стремятся к эксклюзивности. Гости стали по-другому относиться к своему отпуску: не все хотят уместить максимум развлечений в сжатые сроки, гоняться за достопримечательностями во время отдыха и чекиниться на каждом шагу. Многие ищут способ перезагрузиться во время отпуска, замедлить темп, отключиться от городского ритма, глубже погрузиться в культуру региона пребывания и насладиться окружающей природой. Фокус внимания больше смещается на себя, это позволяет расслабиться и насладиться моментом. Такие гости разделяют философию осознанного потребления, бережного отношения к природе и заботы об окружающем мире.
Учитывая рост популярности подобного «медленного» туризма, в прошлом году мы упаковали все эти возможности в первый на отечественном рынке устойчивый пакетный продукт. А в этом году мы сделали это предложение флагманским и масштабировали его уже на все отели курорта. Тариф включает в себя прогулочный билет на канатные дороги, обзорную экскурсию с сертифицированным гидом по высотам курорта и экотропам, утреннее занятие йогой с профессиональным фитнес-инструктором на открытой панорамной площадке, а также прокат городского велосипеда и трансфер на побережье Черного моря.
Не теряет своей актуальности и гастронаправление. Уже несколько лет нашим гостям об истории региона рассказывают не только сертифицированные гиды, но и профессиональные повара, которые разработали целую философию краснополянской кухни. В основу легли аутентичные рецепты самых разных этносов, населяющих этот регион. Команда курорта изучила старинные поваренные книги и пообщалась с местными старожилами, которые поделились рецептами и кулинарными секретами.
В этом году мы откроем многофункциональный центр гастрономического туризма. Комплекс включает в себя горную пивоварню с производительностью 360 тыс. л пива в год и ресторан с террасой, с нее открываются потрясающие виды на горные склоны Красной Поляны. Сейчас объект почти полностью готов, остаются последние штрихи, открытие запланировано на октябрь.
— До пандемии курорт «Красная Поляна» был одной из точек притяжения иностранных туристов. Как сейчас обстоят дела?
— Два года назад было ощутимое снижение количества гостей из других стран. Однако туристическая отрасль не сильно пострадала, поскольку внутренний спрос практически полностью компенсировал этот сегмент аудитории. Но сейчас, когда рынок въездного туризма переориентировался на Восток, поток иностранных туристов вырос. В этом году к нам активно поехали гости из Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. Сегодня общая доля иностранных туристов на нашем курорте составляет 5%.
Конечно, большую роль в этом сыграло налаживание логистики. Индустрия путешествий и сфера транспорта имеют сложную — и прямую, и косвенную — зависимость. Например, в июне российская компания Mantera travel и иранский туроператор «БуранПарс» запустили чартерную полетную программу в Сочи из Тегерана. И главный российский курорт, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, стал самым востребованным направлением для гостей из Ирана.
Если сравнивать с показателями двухлетней давности, то сейчас иностранный турпоток вырос практически на 90%. Сверяясь со статистикой допандемийного периода, мы ожидаем, что динамика роста превысит 30%. Очевидно, что чем крепче в дальнейшем будет становиться транспортная связь между странами, тем активнее будет развиваться международный туризм. Для России это своеобразная точка роста в индустрии гостеприимства.
— Уже несколько лет говорят об объединяющей концепции для всех курортов кластера Сочи. В том числе с приставкой «эко». Чего удалось достичь?
— На данный момент заключено соглашение об объединении курортов по северному и южному склонам хребта Аибга, предусматривающее со стороны курорта «Красная Поляна» реконструкцию канатных дорог и горнолыжных трасс. Главная цель — создать максимально комфортное туристическое пространство, расширить зону катания горнолыжного комплекса и обеспечить доступность инфраструктуры. Уже разработан мастер-план мероприятий, проведены инженерные изыскания, заключен договор на разработку проектной документации и поставку оборудования для канатных дорог. Сейчас идет проектирование, в конце года мы планируем подать документы на экспертизу для получения разрешения на строительство.
Курорт «Красная Поляна» уже несколько лет интегрирует устойчивые практики во все аспекты своей деятельности. Мы стремимся сделать все продукты и предложения курорта полезными для людей и ориентированными на сохранение природы. Мы принимаем активное участие в деятельности рабочей группы, которая была создана два года назад по инициативе Минприроды России. Ее основная задача — минимизация экологического ущерба от туристической деятельности. Также в начале этого года было подписано соглашение о сотрудничестве с федеральной территорией «Сириус». В ближайшей перспективе мы планируем развивать сети новых экотроп в этом горном кластере, создавать условия для климатолечения, обустраивать аэрарии в лесных районах и круглогодичные солярии. Ведущие специалисты университета «Сириус» будут проводить научные исследования, которые помогут возродить профилактическую медицину в горах на качественно новом уровне.
— Что сделано для развития совместной транспортной инфраструктуры между сочинскими кластерами? Насколько остро выглядит конкуренция между ними?
— Зимой работает единый ски-пасс, он позволяет любителям активного отдыха пользоваться инфраструктурой всех трех курортов горного кластера Сочи. Туристы уже давно оценили его удобство и выгоду. Ежегодно его приобретают более 40 тыс. человек. Система, объединяющая курорты горного кластера Сочи, была внедрена шесть лет назад по поручению правительства России. Она позволяет выбирать различные варианты для катания на горнолыжных трассах: на всех трех курортах или только на одном из них. Между нижними станциями канатных дорог для обладателей действующего единого ски-пасса организован бесплатный трансфер на комфортабельных автобусах.
Но конкуренция между горнолыжными курортами, несомненно, присутствует. Курорт «Красная Поляна» занимает порядка 30% рынка. При этом есть четкая дифференциация туристического потока. Мы, например, много внимания уделяем изучению портрета нашего гостя. Это позволяет предвосхищать ожидания туристов. Согласно нашим исследованиям, курорт «Красная Поляна» предпочитает семейная аудитория и любители фрирайда. Поэтому мы в первую очередь делаем акцент на детских сервисах. И у нас есть восемь официальных трасс для фрирайда.
— Сейчас вместимость объектов курорта «Красная Поляна» составляет 6,5 тыс. гостей. Каковы ваши планы по развитию и сколько на их реализацию потребуется инвестиций?
— Основные перспективы развития курорта сосредоточены в двух направлениях — горнолыжная составляющая и номерной фонд. Для любителей активного отдыха мы постоянно внедряем новые форматы сервисов. Это позволяет нашим гостям не терять свежесть впечатлений от пребывания в горном кластере. И мы прекрасно понимаем, что внутренний турпоток в обозримом будущем будет только расти, поэтому уже сейчас работаем над увеличением количества средств размещения. Речь идет не только о новых гостиницах, но и об апартаментах и виллах.
В этом году уже получено разрешение на создание гостиничного комплекса шале. Его строительство придаст новый импульс развитию премиального сегмента отдыха на территории курорта. На данный момент ведутся буровые работы и возведение монолитных конструкций. Сейчас в разработке и другие проекты расширения номерного фонда, по которым мы находимся на стадии создания концепции и проектирования. По нашим прогнозам, до 2028 года планируемый объем инвестиций в гостиничные сервисы курорта «Красная Поляна» составит порядка 20 млрд руб.