Как эффективно интегрировать бизнес крупных банков
Какое банковское обслуживание необходимо сегодня малому и среднему бизнесу, рассказала руководитель блока МСБ банка «Открытие» Светлана Сырцова
— Как вы оцените состояние сектора МСБ? Можно ли считать уровень банковского обслуживания таких предприятий достаточным, в каком направлении его нужно развивать?
— Предприниматели адаптировались к текущим реалиям. Наряду с масштабной программой льготного кредитования малый и средний бизнес получает поддержку в виде налоговых послаблений, стимулирования экспортно-импортных операций, отраслевых грантов, снижения административной нагрузки и еще целого ряда нужных и востребованных мер. Во всех регионах страны, в том числе новых, сформирована инфраструктура поддержки бизнеса, частью которой стали и банки. В результате по итогам 2023 года зафиксирован максимальный показатель количества субъектов МСП в России — 6,3 млн и их рекордная выручка — 25,8 трлн руб. Это 40-процентный рост за пять лет. При этом сфера банковских услуг для клиентов МСБ традиционно очень конкурентная. Ее дальнейшее развитие будет зависеть от трансформации предпринимательского ландшафта, которую сейчас переживает рынок.
— Сегодня трансформируется и банковский сектор: происходят сделки M&A, регулятор после длительного перерыва вновь принялся чистить ряды игроков. С другой стороны, появляются новые банки, в частности связанные с крупными игроками e-commerce. Как вы можете прокомментировать ситуацию — вы сейчас сами находитесь в процессе интеграции банка в группу ВТБ.
— Консолидация банковского сектора за счет объединения его крупнейших игроков — объективная реальность. Интеграция ВТБ и «Открытия» — знаковый проект, который, безусловно, является референсом для всех участников рынка. С другой стороны, в последние годы ряд маркетплейсов активно развивают финансовую инфраструктуру на базе собственных банков. Все эти разнонаправленные процессы проходят на фоне широкомасштабных изменений в экономике, ее переориентации на внутренний рынок и дружественные страны. Для малого и среднего бизнеса за последние два года открылись новые возможности. Неизменными остаются повышенные требования к обслуживающему банку.
Наряду с интеграцией нашей главной задачей в прошлом году было не только сохранение действующих клиентов, что невозможно без поддержания высокого качества сервиса, но и новое привлечение на конкурентном рынке. Объединенная команда двух банков сделала невозможное и всего за шесть месяцев прошлого года создала максимально комфортный путь для бесшовного перехода на обслуживание в ВТБ, одновременно эффективно выполняя задачи по привлечению в банк «Открытие» новых клиентов, которыми в 2023 году стали более 80 тыс. предпринимателей и компаний МСБ.
— За счет чего вообще сегодня российские банки конкурируют за МСП-клиентов? Какие основные запросы с их стороны?
— Запрос МСБ на высокий уровень клиентского сервиса сформирован достаточно давно. Из базовых потребностей — необходимость в простых, эффективных и технологичных решениях, помогающих вести бизнес. Задача банка — своевременно и быстро выявлять эти потребности и обеспечивать высокое качество продуктово-сервисной поддержки, в том числе в дистанционных каналах.
В прошлом году ВТБ разработал и запустил единую «Бизнес Платформу», которая доступна клиентам в интернет-банке и мобильном приложении. По сути, это цифровая экосистема, которая объединила более 80 продуктов и сервисов группы ВТБ для предпринимателей и юридических лиц, в том числе 20 из них — от банка «Открытие». Буквально за пару кликов в интернет-банке «Открытие» клиенты автоматически открывают новый счет на базе этой объединенной платформы, на это у них уходит не более пяти минут. Они получают специальные условия обслуживания и максимально персонализированный подбор продуктов. Перевод активных клиентов «Открытия» на «Бизнес Платформу» ВТБ планируется завершить до конца лета.
В рамках новой стратегии 2024–2026 ВТБ продолжит активно работать со всеми клиентскими сегментами — от самозанятых и ИП, доля которых составляет более 50% в общем числе клиентов, до крупнейших компаний среднего бизнеса. Банк нацелен на долгосрочные отношения с предпринимателями, независимо от масштаба их деятельности, в том числе на принципах индивидуального подхода, к которому привыкли клиенты «Открытия».
— Как интеграцию «переживают» предприятия, прежде всего МСБ?
— Бизнес активно реагирует на предложение по онлайн-переходу — даже клиенты, которых мы считали неактивными. На сегодняшний день большая часть портфелей активных клиентов малого и среднего бизнеса «Открытия» переведена в ВТБ. С теми, кто обслуживался на индивидуальных условиях, проводится персональная работа. В ходе интеграции клиенты «Открытия» пользуются всеми преимуществами тарифов ВТБ.
— Насколько актуальны сегодня для компаний возможности по обслуживанию внешнеэкономической деятельности?
— Мы наблюдаем рост спроса со стороны клиентов на банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В группе накоплена сильная профессиональная экспертиза по ВЭД. Клиентам предлагают воспользоваться возможностями цифровой экосистемы ВЭД, независимо от масштаба бизнеса предоставляется персональный эксперт ВЭД, под контролем специалистов проходят все этапы сделки: от оценки потенциального партнера перед заключением сделки до таможенного сопровождения, логистики, сертификации, страхования и декларирования товаров, доставки их до склада клиента. Для клиентов малого и среднего бизнеса работает Центр экспертизы и поддержки для участников ВЭД, который объединяет специалистов с многолетним опытом в различных областях ВЭД и валютном контроле.
— Рост числа клиентов в результате объединения — это преимущество или проблема с точки зрения организации работы с клиентами и эффективности бизнеса банка?
— Увеличение активной клиентской базы для ВТБ — приоритетное направление. Поэтому в прошлом году мы продолжили привлекать на обслуживание новых клиентов в «Открытие», одновременно запустив процесс их перевода в ВТБ. В этом апреле мы завершили перевод сотрудников региональной сети «Открытия» в ВТБ и полностью перешли на модель продаж ВТБ. Теперь два банка работают как единая команда, у которой накоплен колоссальный позитивный опыт обслуживания клиентов МСБ.