На ПМЭФ-2024 рассказали о развитии инфраструктуры Москвы

Обновлено 19 июня 2024, 12:47

Как Москва получает выгоду от вложений в инфраструктуру, чем раньше было МЦК, рассказал в рамках ПМЭФ-2024 заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Столичные власти всегда относились к созданию инфраструктуры не только как к строительному проекту — они всегда держали в уме экономический эффект от создаваемой инфраструктуры, будь то транспортной и инженерной. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов, выступая на сессии «Не просто стройка: развитие инфраструктуры как драйвер экономического роста» в рамках ПМЭФ-2024.

Такие проекты, как Большая кольцевая линия (БКЛ), Московский скоростной диаметр (МСД), линии метрополитена и МЦД, за период строительства окупили себя по бюджетным доходам, отметил Ефимов. В них было проинвестировано 3 трлн руб. Дополнительно частные инвесторы, в том числе с помощью инструментов проектного финансирования, вложили в развитие городской среды вокруг инфраструктурных проектов города 14 трлн руб., привел данные заммэра. По подсчетам столичных властей, бюджетная система — как городская, так и федеральная — получит порядка 15 трлн руб. доходов до 2035 года с учетом завершения оставшихся проектов.

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Владимир Ефимов

«Инженерная и транспортная инфраструктура — это не просто драйвер, это фундамент экономического роста, без нее невозможно развитие», — уверен Ефимов.

Заммэра также отметил, что в приоритете городских властей сейчас находится долгосрочное планирование: так, развитие транспорта планируется на десять лет вперед для понимания и интереса инвесторов к проектам. Поэтому, продолжил он, за время строительства одной станции — а это около двух-трех лет — инвесторы успевают реализовывать свои проекты. В результате запускается не одиночная станция, а цельный инфраструктурный проект, к тому же затраты города окупаются за счет дополнительных доходов, разъяснил Ефимов.

«Показательна история МЦК, которая раньше была исключительно грузовой железной дорогой, и вокруг нее были расположены соответствующие либо грузовые дворы, либо старые промышленные предприятия, — привел пример глава Градостроительного комплекса Москвы. — Но после запуска МЦК это стала совершенно новая, комфортная городская среда. При этом не исчезло и производство, было создано более 10 млн кв. м новых промышленных и офисных площадей, создано свыше 560 тыс. новых рабочих мест». Тем самым бывшая исключительно грузовая МКЖД, став уже пассажирской МЦК, интегрировалась в экономику города как полноценная ее часть.

Все это стало возможно, по мнению заммэра Ефимова, после пересмотра структуры бюджета в сторону развития, сегодня эта доля составляет до 40% ежегодно. «Это те средства, которые мы направляем непосредственно в городскую экономику, что позволяет нам опережающими темпами развивать разные ее сферы, в том числе и промышленность. Если следовать безусловному порядку, который был раньше, мы бы и половину метро не построили, даже, наверное, трети. Поэтому чем быстрее мы строим, тем соответственно дешевле получается проект. И самое главное, он быстрее поступает в экономический оборот города, начинает создавать добавленную стоимость», — заключил Ефимов.

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Возвращению городских земель в экономический оборот посвящена и другая важная программа столичного правительства — комплексного развития территорий (КРТ). Речь идет о создании на месте бывших промзон и неэффективно используемых участков современных кварталов с недвижимостью различного назначения и развитой инфраструктурой. По словам заммэра Ефимова, за последние три года число участков, которые находятся в активной стадии редевелопмента, выросло в 11 раз — с семи до более чем 80. На них в рамках КРТ построят более 22 млн кв. м недвижимости.

Как и с другими инициативами Градостроительного комплекса Москвы, в программе также просчитан бюджетный эффект — предполагается, что в случае с уже активными проектами КРТ он составит около 450 млрд руб. ежегодно после запуска, сообщил Ефимов.

Поделиться