Как рынки недвижимости и логистики стимулируют экономику региона Сибири
Регионы ищут ресурсы для поддержки темпов экономического развития. Для Новосибирской области точками роста могут стать жилищное строительство и перевалка грузов на Восток
Большинство макроэкономических показателей РФ в 2023 году продемонстрировали положительную динамику, отмечают аналитики «РИА Рейтинг». Объем инвестиций в основной капитал в целом вырос на 9,8%: он увеличился в 64 субъектах РФ, в десяти из них — более чем на 25%. Основными катализаторами стали государственные инфраструктурные проекты, отрасль машиностроения, где активно идут процессы импортозамещения, а также сектора, ориентированные на потребительский спрос, отмечают аналитики.
В 2024 году продолжающиеся процессы импортозамещения, высокий потребительский спрос и крупные инфраструктурные проекты будут поддерживать инвестиционную активность, прогнозируют в «РИА Рейтинг»: «В то же время возможно замедление темпов роста в силу прогнозируемого ухудшения динамики деловой активности».
Согласно прогнозам Минэкономразвития РФ, инвестиционная активность в 2024 году может замедлиться до 2,3%. По итогам первого квартала этого года промышленное производство и инвестиционная активность в России уже стагнируют, ситуация с экспортом ухудшается, а высокие процентные ставки тормозят рост потребительского спроса, отмечают авторы отчета Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Ситуация усугубляется увеличивающимся санкционным давлением, высокой стоимостью заемных средств и острой нехваткой кадров на рынке труда, что может стать дополнительными рисками для поддержания роста объемов производства на уровне 2023 года (3,5%), считает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко.
На фоне растущих рисков регионы ищут потенциал для поддержания экономики. Для Новосибирской области, в частности, драйверами могут стать переориентация грузопотоков на Восток и инвестиции в развитие жилищной и транспортной инфраструктуры, пришли к выводу эксперты на деловом завтраке «Инвестиционный оптимизм в регионах: зоны роста, возможности, решения», организованном в рамках Business Day РБК в Новосибирске.
Регион видит точки роста
Экономика Новосибирской области входит в период охлаждения раньше, чем прогнозировалось, отмечает Елена Ткаченко. В предыдущие два года снизилась доля затрат на научные разработки и исследования в валовом региональном продукте (ВРП) с 2,03% в 2020 году до 1,76% в 2022 году, приводит эксперт данные Росстата.
Объем инвестиций в основной капитал в регионе в прошлом году рос в семь раз медленнее, чем в целом по РФ, — на 1,4 и 9,8% соответственно, следует из отчета «РИА Рейтинг». В этом году власти Новосибирской области прогнозируют сокращение объема инвестиций в основной капитал на 3,2%, до 369 млрд руб., по сравнению с прошлым годом. При этом в регионе видят потенциал для роста: региональное правительство ожидает к 2026 году увеличение объемов инвестиций до 446 млрд руб.
Поддержать деловую активность позволит диверсификация инвестиций, поддержка промышленного развития в части НИОКР, а также создание предпосылок к конвергенции оборонного и гражданского секторов, говорит Елена Ткаченко. Локомотивом для Новосибирской области может стать строительство, в первую очередь жилищное, а также транспортная отрасль и логистика, при условии, что региональным властям удастся создать условия для привлечения инвестиций, считают эксперты.
Что стимулирует строительную отрасль
За последние пять лет объем жилищного строительства в Новосибирской области вырос в 1,7 раза, более 3 млн кв. м в 2023 году. В этом году тренд сохраняется: регион находится на третьем месте в РФ по объему ввода многоквартирных домов за первые четыре месяца 2024 года, следует из данных «Единого ресурса застройщиков».
Но риски, связанные с возможным окончанием льготной ипотеки с господдержкой и высокой ключевой ставкой ЦБ РФ, могут затормозить отрасль. Желающих заходить в новые проекты становится меньше, отметил заммэра Новосибирска Алексей Кондратьев: «В период турбулентности, когда нет уверенности, что ставка рефинансирования будет длительное время сохраняться на одном уровне, даже высоком, инвесторы берут паузу».
Однако регионы, которые создадут четкие, понятные и работающие механизмы взаимодействия в рамках комплексного развития территорий (КРТ), смогут привлечь девелоперов к реализации новых крупных проектов, считают эксперты.
Ситуации с разрешением на строительство в субъектах федерации сильно отличаются, говорит руководитель проекта по развитию «Самолет Страна» Александр Гычев: «В некоторых регионах можно за полгода вывести площадку, уже готовую к строительству, что является хорошей динамикой: чем быстрее можно выйти на строительство, тем лучше для экономики проекта». Компания реализует 13 проектов КРТ по всей России.
Девелоперы в Новосибирске, например, вынуждены закладывать два года с момента торгов до ввода первого дома в эксплуатацию, говорит руководитель земельного банка компании «Брусника» Борис Зырянов: «Столь долгое ожидание связано в первую очередь с большим количеством процедур, которые у нас по срокам не урегулированы».
В Новосибирске на разных стадиях реализуется 39 проектов комплексного развития территорий с общим объемом жилья 6,1 млн кв. м. Но спрос на этот инструмент ниже, чем ожидалось, отмечает замначальника департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Иван Ивашина. Одним из негативных факторов, по его словам, является недостаточно проработанный правовой механизм запуска проектов, в том числе сложное изменение вида разрешенного пользования территорий, принадлежащих предприятиям.
Основная задача — создать условия, чтобы в рамках реализации КРТ инвестор как можно раньше начинал строительство, говорит зампредседателя строительного комитета Госдумы РФ Александр Аксененко. Для этого были уже упрощены отдельные процедуры согласования. Предлагается также внести поправки в Градостроительный кодекс РФ, чтобы договор о КРТ наравне с решением о запуске проекта являлись основанием для внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
Какой потенциал у логистической инфраструктуры
Переориентация грузопотоков на страны Азиатско-Тихоокеанского региона уже демонстрирует недостаточность пропускной способности Транссиба. По расчетам Минтранса РФ, к 2030 году поток грузов по железной дороге увеличится в 1,5 раза. Одновременно растет объем услуг по грузоперевозке внутри страны: в связи с развитием производственных мощностей на Урале, в Сибири и в южных регионах, что требует организации соответствующих логистических цепочек.
Регионы, которые ранее не играли особой роли в сфере транспортировки грузов, сегодня имеют шанс занять ключевое место на логистической карте страны, отмечают эксперты. В Новосибирской области с 2022 года ведется строительство мультимодального транспортно-логистического центра «Сибирский» стоимостью 15 млрд руб., который после полного запуска в 2025 году будет обрабатывать до 1 млн ДФЭ (TEU) в год и станет ключевым на Транссибе грузовым хабом.
Кроме того, потенциал есть и у развития складской инфраструктуры. В 2023 году спрос на склады в стране достиг исторического максимума, в разы опередив удорожание торговой и офисной недвижимости, по данным IBC Real Estate. В Новосибирске, по словам гендиректора «РС Групп Консалтинг» Рустама Сатышева, арендная ставка на склады за год выросла на 30%. Причина, по его словам, в том, что большинство крупных складских комплексов в регионе строятся под нужды e-commerce, остальной же рынок продолжает испытывать дефицит площадей.
Представители малого и среднего бизнеса, по словам Рустама Сатышева, не могут себе позволить масштабное строительство складов: «У нас нет инструментов стимулирования, благодаря которым частные инвесторы могли бы строить новые склады, для них непонятен срок окупаемости. Необходимо, чтобы власть помогала в этом вопросе». Кроме того, в Новосибирске большой объем старого фонда. «Было бы хорошо, если бы город простимулировал реновацию внутренних промзон», — говорит Рустам Сатышев.
Каких кадров не хватает в регионах
Нехватка кадров — одна из основных проблем рынка логистики в Новосибирской области, отмечает руководитель направления по работе с клиентами платформы Monopoly.Online Денис Прокофьев: «Например, отрасли не хватает около 50 тыс. водителей». Эксперт полагает, что одной из причин является утрата престижа профессии.
Кадровый дефицит в регионе характерен не только для строительной и логистической сфер, говорит директор hh.ru Сибирь Екатерина Дегтярева. В целом в Новосибирской области, по ее словам, на одну вакансию приходятся три резюме при норме в пять-шесть. Кроме того, есть риск оттока специалистов в связи с высоким показателем готовности части жителей покинуть регион, говорит Екатерина Дегтярева: 19% соискателей в размещенных резюме заявляют о возможности переезда. Среди причин на первом месте — недостаточно развитая инфраструктура. Согласно рейтингу регионов по привлекательности трудоустройства, составленному HeadHunter, Новосибирск находится только на 16-м месте среди субъектов РФ.
Проекты комплексного развития территорий могут повлиять на рынок труда, считают эксперты. КРТ приносит синергетический эффект, говорит Борис Зырянов: «Развитие территорий значительно повысит качество городской среды и жизни горожан, будет способствовать развитию современной социальной инфраструктуры, а насыщение территории новыми функциями сформирует дополнительные доходы бюджета».