Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса

Обновлено 06 июня 2024, 07:00

О развитии беспилотных систем и перспективах этого рынка в России рассказал вице-президент, директор по работе с корпоративными заказчиками «Ростелекома» Алексей Подрябинников

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— По оценкам лаборатории корпоративной аналитики Ростелеком ПРО•, российский рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для коммерческого сектора вырос в 2023 году на 63% и составил более 8 млрд руб. Ожидается, что по итогам 2024 года его объем превысит 13 млрд руб. Какими вам видятся перспективы рынка?

— Рынок действительно растет огромными темпами. Появляются новые типы беспилотников, существующие становятся обыденными во многих сферах экономики. Разработаны бизнес-модели использования таких аппаратов, пути их встраивания в коммерческие процессы, а себестоимость снизилась. Запрос рынка остается большим: по нашим прогнозам, отложенный рост реализуется в перспективе 2025–2026 годов, а к 2028 году рынок БПЛА составит почти 82 млрд руб. Стимулировать динамику будут в том числе увеличение потока инвестиций со стороны бизнеса и господдержка. Так, с начала 2024 года в России стартовал национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС), который определяет развитие беспилотной авиации в стране на период 2030–2035 годов. На его реализацию предусмотрено федеральное финансирование 696 млрд руб. до 2030 года.

В результате в ближайшие шесть лет должна сформироваться полноценная самостоятельная отрасль, связанная с производством и использованием гражданских беспилотников. Меры господдержки обеспечат кумулятивный эффект: увеличится объем выпускаемой продукции, расширится доступная инфраструктура для тестирования и применения устройств, а также повысится уровень квалификации заказчиков, которые будут формировать спрос на аппараты.

— В каких отраслях бизнес больше всего готов использовать беспилотные системы?

— Беспилотные аппараты наиболее востребованы там, где есть большие труднодоступные пространства. В первую очередь речь о сельском хозяйстве. На долю сельскохозяйственных инициатив приходится около 40% всего отечественного рынка коммерческих устройств. Их применяют в разнообразных условиях — от полей и пастбищ до рыбных ферм.

Беспилотные аппараты играют все более важную роль в повышении эффективности и производительности аграрной индустрии. По оценкам экспертов Национальной технологической инициативы (НТИ), благодаря применению этих аппаратов российское сельское хозяйство сможет экономить более 500 млрд руб. в год. Мы наблюдаем все этапы внедрения в отрасли беспилотных технологий. Сначала появились системы, которые помогали комбайну работать вместе с человеком. А сейчас на выставке «Золотая нива» уже представлены беспилотные тракторы, которые могут сами обрабатывать поля с применением всевозможного навесного оборудования.

Еще одна очевидная сфера применения БПЛА — это энергетика, для которой актуален мониторинг протяженных объектов, то есть трубопроводов, линий электропередачи. В этой области сейчас наблюдается наиболее существенный рост числа беспилотников. В нефтегазовой сфере применение этих машин дает экономию до 50% финансовых затрат и до 70% времени на обследование магистральных трубопроводов.

Заметно растет и применение беспилотников в строительной отрасли, где аппараты используются для исследовательских работ на местности и контроля качества строительства. Этот сегмент рынка в России ежегодно растет на 30% и позволяет кратно снижать стоимость геодезических работ.

Безусловно, к самым заинтересованным в применении безлюдных технологий относится и транспортная отрасль. Беспилотные грузовики по трассе М-11 «Нева» за вторую половину 2023 года уже перевезли 12 тыс. т грузов на расстояние более 600 тыс. км. В северных регионах летающие беспилотники дополняют пилотируемую авиацию, а кое-где уже заменяют ее в перевозке грузов.

Есть еще одна перспективная история — использование беспилотных устройств для логистики внутри больших производственных пространств, то есть на складах, заводах, в распределительных центрах или аэропортах. Здесь беспилотники способны в автоматизированном режиме перевозить товары и комплектовать составные грузы.

В целом очевидно, что эти технологии проникнут во все отрасли, поскольку они могут выполнять несколько базовых функций. Это получение информации — фото- и видеосъемка в различных диапазонах волн; передача информации — обеспечение связи для себя и для других, когда БПЛА выступают ретрансляторами, а также собственно действие — перевозка грузов, обработка поля, трубопровода и т.д.

Кроме того, по мере развития технологий будут возникать сценарии межотраслевого применения устройств, что станет новой ступенью развития рынка.

— «Ростелеком» участвует в различных проектах, связанных с беспилотными устройствами. Какова стратегия компании в этой сфере?

— «Ростелеком» выступает цифровым партнером государства и бизнеса, мы помогаем нашим заказчикам совершенствовать их бизнес-процессы. В сфере развития беспилотных систем компания в первую очередь выступает интегратором: мы предлагаем рынку комплексное решение с постоянной поддержкой, что избавляет заказчиков от необходимости создавать для этого собственную инфраструктуру. Мы провели исследование рынка всевозможных беспилотных систем и проанализировали его развитие в различных отраслях, чтобы заинтересованные стороны открыли для себя новые возможности, легче и быстрее выстраивали необходимые бизнес-процессы, повышали эффективность и были более конкурентоспособными.

— Каких изменений в экономике следует ожидать благодаря беспилотным технологиям в ближайшие пять—десять лет?

— Новые технологии в принципе меняют модель потребления и переориентируют рынки. Скажем, онлайн-сервисы такси были бы невозможны без массового распространения смартфонов, доступной мобильной связи и спутниковой навигации. Беспилотники, в свою очередь, могут изменить не только очевидные отрасли, но и те, к которым они напрямую не имеют отношения. Например, мы видим, как совершенствуются аккумуляторные батареи: они становятся легче и мощнее. Это значит, что в определенный момент привезти в отдаленную точку нашей страны большую батарейку может стать выгоднее, чем прокладывать туда линию электропередачи. Тогда, например, завод можно будет поставить на месторождении, а не там, где проходит железная дорога, а поселок — там, где вид красивее. Сегодня это звучит фантастически, но через несколько лет реальность вполне может выглядеть именно так.

Россия сегодня — один из лидеров в создании передовых продуктов. Перед нами стоят задачи как выхода на новые рынки, так и вывода на внутренний рынок продуктов взамен ушедших западных. Соответственно, у бизнеса большой запрос на новые решения, бизнес-модели и инструменты. Это тот самый решающий момент, когда синергия может породить в отрасли беспилотников что-то кардинально новое и полезное.

Поделиться