Зачем лидерам российской нефтехимии отраслевая трансформация
Российские нефтехимики видят потенциал роста в ключевых секторах промышленности. СИБУР начал трансформацию, чтобы лучше понимать конечных потребителей и запускать новые производственные цепочки, развивая смежные отрасли
Задачи
На выставке новейших разработок российских компаний в ходе конференции ЦИПР-2024 в Нижнем Новгороде премьер-министр Михаил Мишустин потребовал максимально локализовать производство автокомпонентов из пластика. Потенциал российских производителей сырья позволяет довести локализацию пластиковых компонентов в автомобильной промышленности РФ до 93%.
Перспективы этой и других отраслей российской экономики существенно зависят от внедрения современных синтетических материалов. При этом основной драйвер спроса смещается с базового сырья в сторону специальных решений для каждой отрасли потребления. Чтобы успеть за тектоническими изменениями и возглавить их, основные игроки меняют структуру бизнеса на отраслевую.
Потребность ключевых отраслей российской экономики в инновационных материалах растет с каждым годом. В 2023 году спрос на полимеры в России увеличился на рекордные 10%, что обеспечило устойчивую динамику их производства (на 3,7%, до 10,7 млн т, данные Росстата). Драйвером роста потребления стало наращивание производства в таких секторах, как строительство, упаковка, медицина, товары массового потребления, сельское хозяйство и автопромышленность.
Мотивация и предпосылки
В современном легковом автомобиле используется 120–150 кг полимерных материалов. При прогнозируемом Минпромторгом в 2024 году уровне производства в России 800 тыс. авто в год объем потребляемых пластиков может достичь 120 тыс. т только в легковом сегменте. Российская автомобильная промышленность сегодня нуждается в специальных марках полимеров, где в связи с локализацией есть спрос на полиэтилен для топливных баков, полипропилен для вибро-шумоизоляции, поликарбонат для светотехники и АБС-пластик для деталей интерьера.
В разработке у крупнейшего российского производителя нефтехимической продукции СИБУРа сейчас находится более 25 продуктовых решений для автопрома. По запросу АвтоВАЗа компания создала специальную марку полиэтилена для топливных баков. Локализованный материал, не уступающий по качеству зарубежным аналогам, станет основой топливной системы для новой модификации Lada Vesta NG 2023. Доступ производителей автокомпонентов к этому продукту обеспечивает бесперебойный выпуск российских авто.
Примером экономического эффекта от применения полимерных материалов в сфере ЖКХ может стать проект модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, теплосетей и доутепления многоквартирных домов по программе Фонда капремонта в Татарстане. Согласно расчетам, озвученным на заседании комиссии Госсовета республики, на горизонте 25 лет экономия для республики может составить порядка 483 млрд руб. при затратах на модернизацию 300 млрд руб. При этом жизненный цикл полимерных труб (до 100 лет) позволит получить еще дополнительно 817 млрд руб. в основном от сокращения циклов замены.
Строительство — один из драйверов экономики, и правительство ставит задачу Минстрою сохранить рекордный темп ввода новых объектов. В строительной отрасли суммарный покрытый потенциал развития спроса на полимерную продукцию к 2030 году эксперты оценивают в 1,27 млн т в год. В 2023-м СИБУР заместил черную, желтую и синюю марки трубного полиэтилена ПЭ100 RC, использующегося для производства водопроводных и газовых труб. Готовятся проекты по кровельной системе без использования минеральной ваты, ведутся разработки негорючей подложки на базе полимеров, сообщают в компании.
Одним из самых перспективных рынков с точки зрения внедрения полимерных решений в компании видят аграрно-промышленный комплекс. По итогам 2023 года в РФ импортировано порядка 38 тыс. т готовых сельскохозяйственных изделий. Разработка новых гранул стимулирует отечественное производство полимерных изделий для нужд аграриев. С учетом потенциала импортозамещения полимерной продукции в АПК, а также активного участия бизнеса в процессе поиска и внедрения инновационных решений и технологий отрасль получает толчок к развитию.
В медицине ярко выражен запрос на полимерную упаковку для жидких лекарственных форм — более удобную и безопасную по сравнению со стеклом. Стоит вопрос об импортозамещении сырья для одноразовых шприцев (70% импортного сырья), перчаток из нитрильного латекса (объем импорта — 98%), инфузионных систем (импорт — 100%) и лабораторного пластика. СИБУР изучает возможность производства интермедиатов — ключевых компонентов для синтеза фармсубстанций, добавляют в компании.
Доля импортных пленок на рынке упаковки снизилась до 5%. В сегменте упаковки стретч-худ удалось импортозаместить этиленвинилацетат. Стремление к достижению технологического суверенитета подталкивает отечественные компании к поиску инновационных подходов в производстве упаковки. Например, СИБУР разработал бренд Vivilen, который объединяет разные виды полимеров с вовлечением вторичного сырья. Так, на рынке появились гранулы для производства непищевой упаковки — rPP, rPE, которые содержат до 70% переработанного пластика. На площадке завода ПОЛИЭФ в Башкортостане была открыта линия по производству гранул пищевого качества rPET с содержанием вторичного сырья до 25–30%.
Российский рынок потребительских товаров также столкнулся с нехваткой специфических марок сырья. СИБУР разрабатывает ударопрочный, химически стойкий полистирол для бытовой техники, марки полистирола с повышенной прозрачностью, трудногорючие поликарбонаты и компаунды. Расширение марочного ассортимента уже сейчас катализирует развитие производств внутри страны и повышение привлекательности внутренних решений для потребителей за счет улучшения их эксплуатационных характеристик. В перспективе до 2028 года объем российского производства в этом секторе может увеличиться на 79%.
Решение
Необходимость разработки для рынка новых решений стала поводом для трансформации структуры бизнеса СИБУРа. В апреле компания запустила процесс реорганизации, в рамках которой планируется перейти от продуктовой структуры бизнеса к отраслевой модели. Вместо существовавших ранее дирекций базовых полимеров, пластиков и органического синтеза, а также синтетических каучуков в группе были созданы 11 дивизионов, сфокусированных на поддержку наиболее крупных отраслей потребления.
«Под отраслевой трансформацией мы понимаем трансформацию взаимодействия компании с партнерами и клиентами. Мы хотим лучше понимать их потребности и возможности, вместе развивать рынки и предлагать потребителям не только продукты, но и комплексные решения, которые создают новые возможности для отрасли, общества и бизнеса», — поясняет член правления — исполнительный директор СИБУРа Павел Ляхович.
Проекты развития СИБУРа в течение последних десяти лет обеспечили двукратный рост выпуска базовых полимеров, появление отечественного производства среднетоннажной химии, в том числе диоктилтерефталата (ДОТФ), малеинового ангидрида (МАН), специальных марок латекса и каучуков.
В компании отмечают, что в рамках новой модели клиенты СИБУРа могут участвовать в проработке идей по развитию марочного ассортимента и расширению сфер применения продукции. Для удовлетворения запросов потребителей только в 2023 году холдинг вывел на рынок 27 новых марок нефтехимической продукции с потенциалом потребления полимерного сырья в 111 тыс. т в год. По данным компании, благодаря появлению востребованных видов пластиков с 2014 года их импорт в Россию сократился более чем на 30%.
Дальнейшему росту потребления пластиков и развитию программ импортозамещения готовых изделий будет способствовать выход на проектную мощность крупнейших проектов СИБУРа. Речь идет об Амурском ГХК (мощность 2,7 млн т) и новом производстве полипропилена в Тобольске (ДГП-2, мощность 0,57 млн т), запуск которых планируется после 2027 года. Кроме того, в 2025 году СИБУР начнет строительство на «Нижнекамскнефтехиме» установки этилбензола и стирола, а также установки полистирола (мощность 350 тыс. т, 400 тыс. т и 250 тыс. т соответственно). Этот проект позволит выйти на самообеспеченность российского рынка сразу по двум видам современных синтетических материалов: полистиролу и АБС-пластикам.
По словам члена правления — исполнительного директора компании Александра Петрова, СИБУР намерен развивать экспертизу следующих переделов, чтобы помогать партнерам в их развитии. Механизмы такой поддержки могут включать совместные научно-исследовательские разработки, стимулирование спроса в рамках программ поддержки клиентов, помощь с выходом на смежные рынки.
Реализация и результат
В СИБУРе рассчитывают, что переход на отраслевой подход позволит эффективнее замещать импорт специальных марок полимеров, переходить от использования традиционных материалов на полимерные решения и добиваться снижения затрат на производство продукции. К 2028 году потребление полимеров в России может вырасти на 37% к текущему уровню и достигнуть 6 млн т, прогнозируют в компании.
Как считает аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нина Адамова, переход на узкоотраслевой формат взаимодействия с переработчиками полимеров и другой нефтехимической продукции поможет СИБУРу эффективнее выстраивать маркетинговую стратегию.
«В 2022 году мы оказались в новой реальности: старые цепочки поставок не работают, многие материалы стали недоступны или крайне дороги. В ситуациях, когда продукта нет и его надо разработать или необходимо подобрать аналоги, отраслевая схема должна работать гораздо лучше, чем продуктовая», — отмечает главный редактор информационно-аналитического центра Rupec Дмитрий Семягин.
Подобный принцип построения бизнеса более перспективен для кооперации нефтегазохимии и переработки полимеров. С одной стороны, он позволяет делать продукты под запросы рынка, с другой — дает более глубокое погружение производителя полимеров в конечные рынки и продукты, куда переработчики ранее не шли, не понимая дальнейших возможностей. Таким образом, СИБУР превращается из простого производителя и поставщика в сервисно-производственную компанию со своим набором финансовых, логистических, технологических инструментов, сопутствующих основному продукту, говорит Семягин.
Однако в полной мере реализовать свой потенциал отечественным производителям полимеров мешает ряд факторов. Серьезный вызов для отрасли — значительное отставание мощностей по переработке сырья и производству готовых изделий. Таким образом, складывается ситуация, когда российский рынок полностью обеспечен базовыми марками полимеров, но импорт готовых изделий остается высоким, что ограничивает развитие отечественной экономики. Ценовая конкуренция дешевых импортных изделий, особенно в приграничных территориях (примерно 90% импорта из Китая) создает дополнительно барьеры для российских производителей.
Очередной шаг на пути локализации промышленного сектора — увеличение объемов переработки полимеров в России и создание благоприятных условий для развития полного цикла производств внутри страны. Об этом говорил и Михаил Мишустин в Нижнем Новгороде, обращаясь к автопроизводителям с просьбой локализовать производство тех компонентов, которые не являются технологически сложными, за счет использования отечественных пластиков и композитов.
«Вырастить перерабатывающее производство на пустом месте — амбициозная цель, но если есть политическая воля, хорошая сырьевая база и потребительский спрос, то задача становится рабочей», — констатирует Дмитрий Семягин. Кооперация участников отрасли позволит более эффективно стимулировать каждый передел производственной цепочки. Такой подход будет иметь мультипликативный эффект для экономики, способствуя устойчивому и эффективному развитию отечественной промышленности, резюмирует эксперт.