Эксперты Kazanforum дали советы российскому бизнесу в исламских странах
На рынке исламских стран остается дефицит тех товаров, который могли бы закрыть российские производители, считают эксперты
Для российского малого и среднего бизнеса за последние два года появились инструменты как для выхода на рынок исламского мира, так и возможности взаимодействовать с ним, находясь в России. Эксперты на форуме «Россия — Исламский мир. Kazanforum 2024» обсудили конкретные особенности и алгоритмы, которые способствуют отечественному бизнесу.
Так, Объединенные Арабские Эмираты в прошлом году подписали соглашение о формировании единой свободной экономической зоны между Россией и ОАЭ. Она предполагает постоянный взаимный контроль интересов к продуктам, к производственным циклам, к технологиям, напомнила в начале сессии руководитель комитета по развитию торгово-экономического партнерства со странами MENA (страны Ближнего Востока и Северной Африки) Евразийской ассоциации бизнеса Августа Генесес. Она рассказала, что ассоциация проводила бизнес-миссии на территории ОАЭ, где представители МСП могли познакомиться со спецификой конкретного рынка, например строительной сферы, фармацевтики или производством листового стекла. «Так как есть нехватка на текущий момент времени качественного стекла в регионе», — сообщила Генесес.
По оценкам ассоциации, за последние пять лет динамика российского товарооборота со странами региона выросла практически в шесть раз и составила $400 млн. Более 60 инвестпроектов было реализовано при участии РФПИ. «Мы объединяем бизнесы разных направлений и помогаем им через экспертную оценку выходить на любые рынки дружественных нам стран», — пояснила она.
Алгоритм выхода малого бизнеса на рынок ОАЭ Генесес описала так: первоначально нужно определиться с концепцией товара, который можно либо же нежелательно продавать в этой стране, зарегистрировать компанию как юридическое лицо, так как в ОАЭ нет понятия иностранного представительства компании. Далее если компания хочет развивать свои рынки за пределами ОАЭ, но использовать свободную экономическую зону Эмиратов, то ей в этом помогут свободные экономические зоны. Они, продолжила эксперт, подразделяются на АКВЭДы: в зависимости от вида деятельности, такая зона может быть удачна для конкретного взятого предприятия.
На территории «мейнленда» ОАЭ, то есть материковой части, в прошлом году появился единый корпоративный налог 9%, помимо налога на добавленную стоимость. Другая важная особенность в том, что в ОАЭ нет задачи отследить, есть ли у компании бухгалтерия или нет, так как все договоры проходят через банки. Банки выступают налоговыми агентами в стране. «Поэтому сами по себе предприниматели должны всегда следить за лицензией, а также за тем, как они будут высчитывать корпоративный налог, чтобы не попасть на штрафные санкции», — рассказала эксперт.
Если два года назад юридическое открытие, заключение контрактов с зарубежными партнерами было основной сложностью, то сейчас это сделать даже проще, нежели организовать финансовые потоки и платежи на фоне вводимых санкций, продолжил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
В прошлом году в России был принят закон о проведении эксперимента до сентября 2025 года по внедрению исламского банкинга. Были выбраны четыре пилотных региона: Татарстан, Чечня, Башкирия и Дагестан, где разрешено реализовывать финансовую деятельность в соответствии с нормами шариата. Был также создан специальный реестр, куда по особому разрешению ЦБ допускаются банки, которым разрешено заниматься этим видом деятельности, напомнил Сигал.
Что касается исламских финансов, то в этой системе запрещено получать проценты за кредиты, поэтому исламское кредитование — это фактически инвестиции в капитал, а банк или инвестор получают доход от прибыли предприятия. «Это голубая мечта любого бизнеса. При определенных требованиях к определенным продуктам практически любая компания, чуть перестроив свою работу, может воспользоваться этой услугой», — пояснил концепцию Сигал.
По его словам, также в части финансовых переводов и движения денежных средств сейчас рабочими служат три варианта:
- банковская система через SWIFT, если банк не под санкциями;
- арабская хавала, когда платежи идут в рублях в России, а за пределами России в других валютах;
- криптовалюта, которая формально в России не легализована.
Еще одна важная особенность, касающаяся работы с исламскими финансами, по словам эксперта, заключается в том, что с принятием закона об исламских финансах и с созданием прямых корреспондентских отношений между российскими банками и банками исламского мира возникает легальный канал прохождения шариатских денег из исламских стран в Россию и наоборот. Текущий момент Сигал считает уникальным для МСП — сейчас даже у малых компаний возникает возможность либо по системе франшизы, либо по системе прямых отношений с зарубежными партнерами не только экспортировать или импортировать свой товар, но и стать проводниками для тех крупных компаний, у которых движение денег и товаров затруднено.