Зачем предпринимателям регулярный внутренний аудит
О преимуществах, особенностях и перспективах развития систем внутреннего аудита в современном российском бизнесе РБК рассказала директор по внутреннему аудиту компании МТС Наталья Михеева
— Что сегодня представляет собой внутренний аудит в России?
— Сейчас он в основном ориентирован на рост эффективности операционных процессов и внутренний консалтинг. Согласно прошлогоднему совместному исследованию Института внутренних аудиторов и консалтинговой компании «Технологии доверия», топ-3 направлений, где внутренний аудит принес наибольшую пользу для российских компаний нефинансового сектора, это повышение эффективности внутреннего контроля (48%), совершенствование или реинжиниринг бизнес-процессов (34%), сокращение затрат (12%).
Согласно тем же исследованиям, больше половины подразделений внутреннего аудита используют специализированные технологические решения извлечения и анализа данных, почти половина — инструменты для визуализации информации, и около трети — собственные разработки для автоматизации и роботизации отдельных аудиторских задач.
Внутренний аудит — это, прежде всего, люди. Среди топ-5 ключевых компетенций внутреннего аудитора — знание отрасли и бизнес-процессов, навыки аналитического мышления, знания в области системы внутреннего контроля, навыки коммуникации, межличностного общения, а также знания и навыки получения и анализа цифровых данных.
— Сейчас многие компании переживают период трансформаций, связанный как с политическими, так и с экономическими факторами. Как внутренний аудит может помочь в этом процессе?
— Действительно, сейчас некоторые компании перерегистрируются на публичных биржах, пересматривают контрольную среду и регламенты. И это самое правильное и удачное время, чтобы с пристрастием проводить анализ эффективности всех процессов, на что как раз направлен внутренний аудит.
При этом следует учитывать, что внешний аудит в первую очередь оценивает корректность предоставления финансовой, бухгалтерской отчетности. Внутренние аудиторы фокусируются на эффективности операционных процессов, затрагивая финансовые показатели лишь косвенно, если качественно проводится внешний аудит. Внешние аудиторы смотрят, как все процессы компании отражены в отчетности, а внутренние — на сами процессы.
— Какие еще факторы проверяет внутренний аудит, кроме операционных процессов?
— В классическом понимании внутренний аудит также проверяет, насколько соблюдаются разного рода требования — регуляторные, внутренние регламенты и допуски компании. Самое главное — внутренний аудит может принимать совершенно разную форму. Например, при обычном проектном подходе к аудиту маркетинга можно затрагивать процесс планирования, стратегию маркетинга, реализацию маркетинговых активностей, их эффективность. Аудиторы выявляют пробелы и предлагают изменения, необходимые для улучшения процессов.
Внутренние команды аудита могут также настраивать онлайн-мониторинг различных показателей и в случае их отклонения от установленных индикаторов сигнализировать об этом бизнесу. Это уже подход постоянного мониторинга. Мы обычно настраиваем такой мониторинг по каким-то рисковым процессам. Затем настраиваем хорошо работающие индикаторы, а потом отдаем их менеджеру, чтобы он мониторил их на регулярной основе.
— Может ли внутренний аудит брать на себя функции консалтинга?
— Безусловно, в момент трансформации бизнеса мы даем свои рекомендации. Это можно назвать консалтингом, и в перспективе данные рекомендации позволяют на какое-то время откладывать аудиторские процессы. Например, недавно мы давали подобные рекомендации в части закупочных процедур. Зачастую такой консалтинг помогает повысить эффективность процессов, в которых много заинтересованных сторон со своими интересами, потому что позволяет получить независимое мнение.
— Насколько сейчас стабилен спрос на внутренний аудит со стороны бизнеса?
— Последние годы спрос на внутренний аудит находится, скорее, на стабильном уровне. Здесь необходимо отметить, что в разных компаниях внутренний аудит может выражаться в совершенно разных формах. Где-то это советник генерального директора, который способен выявить проблемы в процессах, в других компаниях это могут быть своего рода ревизоры, которые проводят инвентаризацию и считают товары в торговых точках. Это тоже можно назвать внутренним аудитом. И у всех компаний разные запросы на этот счет. Если говорить об МТС, то здесь у аукционеров и топ-менеджмента максимально широкий запрос для аудита на повышение эффективности процессов, что дает возможность делать интересные проекты в этой сфере.
— Во внутреннем аудите всегда важен вопрос позиционирования. Как его выстроить таким образом, чтобы сотрудники компании видели в департаменте внутреннего аудита своих союзников?
— Здесь очень важна работа со стороны менеджмента, того, кто ставит задачи, потому что очень легко скатиться до некоего налогового инспектора, который приходит и говорит, как делать лучше. Мы представляем процесс иначе. Единственная возможность правильно позиционировать внутренний аудит — объяснять владельцам процесса, чем аудит будет ему полезен и как позволит сделать работу удобнее и результативнее.
— Сколько потребуется времени, чтобы выстроить внутренний аудит в компании?
— Если подразделение выстраивается с нуля, то будет проще. В противном случае необходимо учитывать историю, предыдущий опыт работы аудита внутри компании. На выстраивание новой коммуникации в компании обязательно нужно выделить время, сделать фокус на позиционирование, понять запросы бизнеса. Работа внутреннего аудита сильно зависит от того, чем занимается компания. В МТС, например, много направлений бизнеса, здесь есть очень специализированные подразделения, и на общение с ними нужно уделить время, чтобы в перспективе иметь доступ к их экспертизе. Важно не поверхностно подходить к коммуникации с такими направлениями.
— Какие факторы эффективной работы аудита вы могли бы назвать?
— Я считаю, что проект удался, когда мы можем предложить какое-то решение и договориться с менеджментом, как мы будем решать ту или иную проблему, которая, допустим, была давно известна, но никак не решалась. Причина такой проблемы зачастую кроется в том, что в процесс вовлечено большое количество подразделений, интересы которых сталкиваются. Им сложно посмотреть на проблемы со стороны. Если нам в аудите удалось не только идентифицировать проблему, но и сдвинуть ее решение, показать владельцу процесса возможные варианты повышения эффективности, мы считаем, что проект прошел успешно.
— Выражается ли эффективность аудита в финансовых показателях компании?
— Иногда их сложно оценить, например, когда это касается IT-недостатков или информационной безопасности. В таком случае недоработка может привести к серьезным рискам. Оценка в финансовом эквиваленте будет очень примерная. Гораздо точнее можно оценить потери от несвоевременного вывода продукта на рынок.
— В чем преимущество планирования в реальном времени при проведении внутреннего аудита?
— Планирование в реальном времени позволяет оперативно отрабатывать запросы топ-менеджмента. Классический подход заключается в планировании проверок, например, на год. Но в наше время все постоянно меняется, даже если не брать в целом экономическую ситуацию в стране, а говорить о процессах внутри бизнеса. У нас, к примеру, огромное количество дочерних компаний, которые постоянно трансформируются. И в связи с этим планирование в реальном времени — очень гибкий инструмент, который позволяет проводить аудиторские проекты по более актуальным критериям.
— Какие современные технологии сегодня можно использовать для внутреннего аудита?
— Мы используем бизнес-аналитику на основе большого объема данных, которые позволяют моделировать процессы визуально. Например, рассматриваем таким образом согласование бизнес-процессов, что позволяет нам оценить, насколько реальность соответствует заложенным критериям. Это дает возможность понять, на каком этапе процесс отклонился от ожидаемого. Основная сложность здесь заключается в наличии консистентных данных для анализа. Если в компании есть нормальные данные в IT-системах, аудитор сможет провести аналитику, подготовив релевантные выводы.
— Как сейчас распределяются ресурсы аудита на риски разных категорий и какие направления в приоритете?
— В приоритете однозначно операционные показатели, но сейчас все больше IT-рисков, и они уже интегрируются с операциями, вычленить их практически невозможно. Почти в каждом аудите делается фокус на информационную безопасность. В нашей компании достаточно зрелое подразделение комплаенс, поэтому мы чуть меньше делаем акцент на этом направлении.
Но в целом внимание к направлению должно зависеть от зрелости бизнеса. В последнее время особое внимание уделяем также проверке соответствия требованиям регулирования, которые с каждым годом усиливаются.
— Как бы вы порекомендовали выстраивать команду внутреннего аудита?
— У нас необычный подход к хантингу. Мы стараемся дополнить команду специалистами, которые имеют не только аудиторский бэкграунд, но и маркетинговый, продуктовый, IT-разработку и так далее. У нас экосистемная компания, в которой много разных направлений, и наличие таких специалистов помогает нам глубже приникать в процессы, говорить на одном языке с менеджментом, меньше времени тратить на первичное погружение в процессы и выстраивание взаимодействия с разными подразделениями. Кроме того, у нас нет проблем с наймом, поскольку мы не фокусируемся только на одном узком рынке специалистов, а смотрим широко.