Совместная мобильность: чего ждать от рынка каршеринга России

Обновлено 17 апреля 2024, 09:16

Российский рынок каршеринга к 2028 году может занять до четверти рынка «совместной мобильности», потеснив такси. Главные драйверы роста — подорожание автомобилей, изменение культуры потребления и экологичность сервиса

Shutterstock
Фото: Shutterstock

По данным исследования консалтинговой компании Б1 (экс-офис EY в РФ), в 2021 году емкость российского рынка каршеринга составляла 32 млрд руб., а в 2023 году достигла уже 44 млрд руб. К концу 2024 года аналитики компании прогнозируют 50-процентный рост рынка от нынешних уровней, а к 2028 году — пятикратный.

Причина столь стремительного роста — меняющаяся ментальность поколений. Главные потребители услуги — миллениалы и зумеры, поведенческим паттернам которых в принципе свойственна культура шеринга, то есть предпочтения аренды или подписки владению: каршеринг, кикшеринг (аренда электросамокатов), коворкинг, коливинг, аренда жилья, экипировки, инструментов.

Изменяется структура рынка совместной мобильности. Наметилась тенденция к снижению использования услуг такси — с 88% в 2021 году до 84% в 2023-м, по оценке консалтинговой компании Б1. Вместе с тем растет доля аренды автомобилей, включая подписную модель, с 6 до 7%. Доля каршеринга и кикшеринга в совокупности выросла с 6 до 9%, а к 2028-му, по прогнозу Б1, дойдет до 22%.

Как каршеринг решает проблемы города

По данным департамента транспорта города Москвы, с 2015 по 2023 год парк каршеринга в столице увеличился с 350 до 34 тыс. единиц. Уже в 2021 году количество активных пользователей каршеринга, по словам мэра столицы Сергея Собянина, превысило 1 млн человек. Поступательное развитие рынка прервалось только в 2020 году на фоне пандемии.

Развитие каршеринга совпало по времени с реализацией транспортной реформы в Москве и во многом ее усилило, считает экс-зампред комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов. По его мнению, каршеринг, помимо снижения нагрузки на транспортную систему, экономит время москвичей и гостей города на поиск и оплату парковочного места, а за счет присутствия нескольких конкурирующих операторов каршеринговую машину легко найти на выходе практически с любой станции метро. «Согласно исследованиям европейских институтов, всего одна каршеринговая машина может заменить 12–15 частных авто в дорожном движении», — отмечает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР Президентской академии Антонина Левашенко.

В Москве сейчас зарегистрировано более 4 млн автомобилей, а глухие заторы начинаются, когда одновременно на сети выезжают более 700 тыс. машин, говорит ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко: «Каршеринг пусть и не убирает заторы с дорог, но способствует предотвращению новых».

По данным департамента транспорта города Москвы, сейчас в столице краткосрочной арендой автомашин пользуются в среднем 141 тыс. раз в день. Это дает снижение трафика и улучшение экологической обстановки. Поэтому отрасль имеет поддержку городских властей, с 2018 года операторы получают субсидии на компенсацию части затрат при покупке автомобилей. «За последние шесть лет выдано уже 1,2 млрд руб., на которые сервисы закупили 54 тыс. новых машин. Кроме того, в 2023 году город предоставил операторам каршеринга скидку в 50% на получение льготных парковочных разрешений — поэтому для непосредственных пользователей парковка бесплатная», — сообщили в пресс-службе департамента.

В компании «Ситидрайв» «РБК Отрасли» рассказали, что благодаря содействию московских властей все каршеринговые сервисы интегрированы в MAAS-систему, которая объединяет все виды транспорта Москвы в одном приложении, и что такой опыт единственный в мире.

Как прокат конкурирует с такси

Каршеринг традиционно сравнивают с такси, называя таксопарки главными конкурентами каршерингу. Однако с точки зрения Александра Старовойтова, эти отрасли не конкурентные, а взаимодополняющие. «Каждый выбирает, что актуальнее и дешевле на текущий момент. Если предстоит дальняя поездка, то каршеринг может обойтись в два раза дешевле такси. А если нужно срочно добраться до места и по дороге изучить документы, такси — более подходящий способ», — говорит он. При этом уточняет, что такая логика скорее применима к крупным городам, в регионах же, где стоимость такси относительно невысокая, каршерингу будет тяжелее завоевывать рынок.

К сходным выводам приходят и в службе такси «Максим»: по их данным, развитие каршеринга не привело к уменьшению количества заказов на поездки в такси: «Это разные услуги, предназначенные для разных целевых групп». Каршеринг предполагает больше самостоятельности в принятии решений, но и большую ответственность, отмечают в компании. У пользователя обязательно должно быть водительское удостоверение, а некоторые операторы предъявляют дополнительные требования к стажу вождения. В поездках клиенты должны быть готовы к тому, что придется управлять незнакомым автомобилем, самостоятельно прокладывать маршрут, искать парковки, в случае ДТП они несут полную финансовую ответственность за взятый автомобиль.

По словам управляющего директора сервисов такси «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрия Коваленко, многие рассматривают каршеринг не как альтернативу такси, а как альтернативу покупке и содержанию собственного автомобиля.

Какое будущее у рынка каршеринга

У российского рынка каршеринга огромный потенциал для развития, говорят в пресс-службе «Делимобиля»: «44 млн россиян в возрасте от 18 до 68 лет имеют водительские права, а аудитория каршеринга на данный момент — всего 1,7 млн человек». Москва и Санкт-Петербург отстают от крупных европейских городов по проникновению автопарка каршеринга: 2 и 1,8 на 1 тыс. человек в Москве и Санкт-Петербурге соответственно по сравнению с 2,5 в Париже или 3,8 в Амстердаме, отмечают в компании.

Среди драйверов роста рынка каршеринга опрошенные «РБК Отрасли» аналитики авторынка называют снижение покупательной способности россиян на фоне роста цен на автомобили, высокую стоимость владения машиной, низкий средний чек одной поездки по сравнению с арендой или собственным авто, очень дорогие парковочные места. Также в числе стимулов — развитие технологий, включая онлайн-банкинг, возможность экстенсивного развития бизнеса (в городах от 0,5 млн человек), развитие шеринговой культуры и общий курс на экологичное потребление.

Положительную динамику рынка каршеринга обеспечивает рост цен на легковые автомобили, считает эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Татьяна Хансуварова: по данным «Автостата», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в 2023 году выросла на 24%, подержанного — на 17%. Дорожает и обслуживание личных автомобилей, отмечает эксперт.

Один из дополнительных сценариев развития каршеринга — электрокаршеринг. «Один автомобиль каршеринга в среднем арендуют пять-шесть раз в сутки, если же это электрические машины, то экологический фактор резко усиливается», — говорят в департаменте транспорта Москвы. Столичные власти сегодня развивают сеть городских электрозарядных станций, а завод «Москвич» подписал с компанией «Яндекс» крупный контракт на поставку в сервисы оператора электромобилей. «Уже сегодня в каршеринге можно арендовать новые «Москвич 3е», Teslа Model Y, Teslа Model 3, Model S, Volkswagen ID.3 и ID.4 и другие модели», — говорят в департаменте.

Среди главных факторов, тормозящих развитие рынка, по данным аналитиков Б1, демография: в крупных городах низкие темпы прироста населения. А также недостаточная маржинальность бизнеса из-за издержек на закупку и содержание парка автомобилей, высокие ставки по кредитам и ограниченные возможности кредитования, риски ужесточения регулирования, развитие общественного транспорта.

Поделиться