Как завод в Белоруссии создает национальные напитки мирового качества

Обновлено 15 апреля 2024, 09:42

«Мы действуем, как оперативная лаборатория. От идеи до запуска проходит всего два месяца», — говорит генеральный директор ОАО «Брестское пиво» Ярослав Требух

пресс-служба
Фото: пресс-служба

erid: 4CQwVszH9pWxHwH7Nqq

— Что из себя сегодня представляет белорусский рынок напитков и воды? Есть ли особенности в производстве на территории страны?

— Я бы в первую очередь выделил высокие стандарты качества и контроля. Не зря российский потребитель так ценит белорусские продукты.

За счет прозрачного государственного регулирования и поддержки создаются вполне понятные правила и возможность планировать бизнес-стратегию. Здесь недопустима ситуация, когда на одном и том же заводе производятся коммерчески успешный напиток высокого качества и подделка под популярный иностранный бренд. В то же время цены на сырье — например, на сахар — всегда стабильны, будь то один килограмм или тонна. Как производитель ты можешь четко планировать расходы.

Важная особенность — компетентность и прагматичность белорусских специалистов еще с советских времен. При этом гонорары по сравнению с российским и международным рынком умеренные.

— Насколько сильны позиции вашей компании на рынке?

— В настоящий момент портфель продуктов завода занимает около 3% локального рынка в сезон. ОАО «Брестское пиво» входит в пятерку крупнейших отечественных производителей.

Акционеры приобрели завод в 2020 году, потому что влюбились в него и в Брест — очень чистый, доброжелательный, зеленый город на границе с Польшей. Первоначально мы поставили себе задачу сделать наши бренды международными и рассматривали как один из приоритетных 500-миллионный рынок ЕС. Для этого мы прежде всего модернизировали все производство. На предприятии установлено оборудование ведущих западноевропейских фирм Германии, Италии и Дании.

Ковид, а затем геополитическая ситуация 2022 года вынудили нас изменить стратегию. Мы переориентировались на Россию, а также продаем квас и другие напитки в Молдову, Китай и Прибалтику.

Это только начало, учитывая, что мы недавно утвердили прорывную стратегию развития и уже приступили к ее реализации — совместно с научными институтами в России и Белоруссии разрабатываем напитки высокого качества. Нас ждут отличные результаты.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— В чем ваши конкурентные преимущества?

— Важнейшее наше преимущество — творческий формат управления и команда опытных профессионалов из смежных бизнесов: производственников, технологов, маркетологов. У нас в команде три вице-президента международных корпораций в СНГ (в прошлом): Сергей Панкратов из Heineken, Алла Аванесова из Efes Russia, Тарас Козюра из Coca-Cola HBC. Я как руководитель «поднимал» ряд российских заводов, а в Бресте за короткий срок оптимизировал производство, компенсировал технологические потери и улучшил качество. Плюс к этому мы значительно докапитализировали завод.

Мы действуем, как оперативная лаборатория — можем быстро запускать продукцию в массы, реагировать на тренды и заказы. От идеи до запуска — два месяца, в то время как в больших компаниях это занимает годы.

— Какие новые продукты, технологии вы развиваете и почему именно эти?

— Еще одно наше конкурентное преимущество в том, что мы производим напитки на основе национальных технологий, проверенных эволюцией, и качественного сырья — квас, морс, березовый сок, натуральные соки из дикорастущих ягод и растений («дикоросы»), настойки на травах, собранных в экологически чистых районах: в Беловежской пуще, на Алтае, в Карелии, в горах Кавказа.

Кстати, наш «Беловежский квас» один из лучших по качеству, и вкусный — это показывают слепые тесты.

Для приготовления качественной продукции мы используем наши скважины, на заводе имеются три скважины с артезианской водой и одна с водой с глубины в 1290 м (самая глубокая в Европе).

Вместе с экспертами научных институтов России и Белоруссии, занимающихся технологиями напитков, мы проанализировали рынок и пришли к выводу, что потребители очень нуждаются в полезных напитках и доступной честной информации о них. Мы считаем, что на упаковке вредных напитков необходимо писать предупреждение, как на пачках сигарет, что их употребление приводит к диабету, ожирению и т.д.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Покупатели должны знать, какие ингредиенты в составе несут прямую и накопительную угрозу здоровью, а также быть уверенными в качестве воды и водоподготовки, оборудования, на котором производятся напитки.

Обращаюсь к компаниям-производителям: вы занимаете полки в магазинах, большие доли рынка, — так будьте открыты. Сдавайте напитки на анализ в независимые лаборатории, публикуйте результаты, рассказывайте правду об ингредиентах ваших продуктов. Покажите, как все это работает.

— Какие задачи вы ставите перед собой? На что направлена стратегия развития в данный момент?

— Мы начали реализовывать стратегию по созданию кластера национальных напитков высокого качества. Для успеха этой инициативы необходим системный подход — интеграция в национальные проекты двух государств в РФ и РБ, поддержка на государственном уровне, чтобы у конечных покупателей была информация и альтернатива — купить национальные напитки высокого качества.

Общаясь с сетями, мы отмечаем, что их маркетинг-отделы чаще выполняют сервисную функцию, не вдаваясь в тонкости потребностей покупателя и выбора напитков, не говоря уже о последствиях употребления напитков. У всех игроков рынка единственный, по сути, инструмент маркетинга — конкурирование за счет цены. Все хотят получить максимально дешевый продукт, вынуждая производителей снижать норму прибыли, необходимую для стратегического развития до фактического покрытия заводских издержек, не давая возможности потребителю попробовать новые напитки.

В наших планах наладить справедливую структуру взаимодействия с сетями, найти среди них надежных партнеров, с которыми мы совпадаем по ценностям: производство высококачественных национальных продуктов, поддержка фермеров, взаимодействие с потребкооперациями по дикорастущим и другим ингредиентам.

— Вы хотите привлечь инвестиции?

— Задача более масштабная, мы ищем синергию и готовы на интеграцию с инвестором или новым партнером, подробно описав каждый этап развития стратегии на предприятии. Для полноценной реализации и масштабирования напиточно-продуктового кластера, о котором я говорил выше, — завод способен выпускать 500-600 млн бутылок в год — требуются финансовые ресурсы.

Мы предлагаем действующий актив, генерирующий стабильный денежный поток и высокую прибыль. Потенциал стоимости актива на горизонте нескольких лет — $100 млн, с выходом на чистую прибыль в $30 млн в год. Ориентировочная стоимость инвестиций в строительство такого проекта ~ $150 млн, исходя из стоимости аналогичных проектов конкурентов.

Мы готовы выслушать всех — крупных инвесторов и владельцев собственных торговых марок, мелкие предприятия, продуктовые сети, креативные бизнесы с хорошими идеями. Ищем единомышленников.

Нам подошел бы и партнер из числа торговых сетей, для которого мы стали бы производить ассортимент. В то же время в качестве акционеров и партнеров рассматриваем предприятия из отрасли, прямых конкурентов. Инвестирование в завод «Брестское пиво» — отличная возможность для тех, кто хочет расширить свой бизнес в сфере производства напитков.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— В чем еще привлекательность завода для инвесторов?

— Мы находимся в особой экономической зоне, у нас масса привилегий и поддержка правительства области. Прямой доступ к сырью и рынкам сбыта. Это позволяет сократить затраты на логистику и повысить эффективность производства.

Территория завода — 8 га, с возможностью увеличить площадь еще на 10 га, в качестве поддержки на развитие от Брестской области. Помощь региона есть всегда.

Как мы знаем, ни одна европейская технология сейчас не может зайти в Россию или Белоруссию из-за санкций, поэтому сегодня невозможно построить завод такого же уровня, даже с большими деньгами. Сложно собрать персонал необходимой квалификации, одним словом создать такой проект с нуля. Аналогичных нам действующих заводов — с историей, традициями, технологиями — нет ни в России, ни в Белоруссии.

К тому же у завода нет никаких кредитных обязательств.

Контакты
https://brest.one/
Тарас Козюра — COO
+7 985 411-22-67
taras@gigcrew.com

Поделиться