Навигатор вместо гадания: на форуме РБК обсудили цифровизацию банков
Способны ли большие языковые модели делать экономические макропрогнозы? Как сегодня искусственный интеллект (ИИ) помогает банкам в создании новых клиентских сервисов? Зачем вообще современному обществу нужна цифровизация? Эти и другие вопросы представители банковской отрасли обсудили на сессии «Финтех — от взрыва к привычке», которая прошла в рамках конференции «Банки. Трансформация. Экономика. 3.0», состоявшейся 9 апреля в Центре событий РБК.
Название сессии говорит само за себя: ее участники пытались определить, как много понадобится времени и что нужно сделать, чтобы люди и компании отказались от архаичных процессов и приняли новые решения. О цифровой трансформации финансовой функции в крупнейшем банке страны рассказал Павел Пикулев — главный стратег Казначейства по макроэкономике, владелец процесса экономического прогнозирования для целей бизнес-планирования Сбербанка. По его словам, цифровизация компаниям необходима прежде всего для того, чтобы оптимизировать три главные опции — управленческий комфорт, скорость и эффективность.
- Для ускорения принятия управленческих решений в «Сбере» была разработана BI-платформа визуализации данных для менеджмента «Навигатор BI», позволяющая «в любой момент развинтить любой показатель до самой последней гайки» и понять, что происходит с банком в данную минуту.
- За скорость и точность прогнозов отвечает статистический сервис «СберИндекс», с помощью анализа агрегированных данных позволяющий понять, что происходит в экономике, и таким образом улучшить прогнозирование.
- Работать же над эффективностью менеджменту компании помогают продукты, созданные на основе ИИ и big data: «СберАналитика» и Process Mining.
Все эти решения используются не только «Сбером»: разработав продукты для собственных нужд, банк потом вывел их на внешний рынок и сейчас предлагает всем, кто хочет цифровизовать свои процессы. По словам Пикулева, далеко не все банки в полной мере внедрили и развивают у себя цифровые продукты. Тот же кредитный скоринг в той или иной мере используют все, а вот провести или усовершенствовать цифровизацию финансовой функции предстоит еще очень многим.
«Я за сценарность мышления в бизнесе. Мы не хрустальный шар, но навигатор, и наша задача — дать текущую картину руководству банка. А дальше машины просчитывают, как бизнес банка будет развиваться в том или ином сценарии», — рассказал представитель «Сбера». А также дал собственный прогноз — о том, что через десять лет у каждого, кто захочет, будь то компания или отдельный человек, появится тот или иной вариант большой языковой модели, смоделированный под его цели.