Универсальный язык: промышленный дизайн как драйвер экономики
Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» Дарья Топильская — о роли индустриального дизайна в современной экономике и достижении технологического суверенитета
В мире, где технологии растут с невероятной скоростью, навыки дизайн-мышления — уже не просто набор ценных компетенций, а драйвер развития креативной экономики. В этом контексте промышленный дизайн становится ключевой и сквозной областью, где важна синергия творческих амбиций и инженерного склада ума.
И именно дизайн — тот универсальный язык, на котором мы рассказываем обществу о наших идеях. Во всем мире это один из ключевых показателей, на который ориентируется человек при принятии решения о покупке продукта.
Например, по данным международной PricewaterhouseCoopers (PwC), потребители готовы приобретать товары и услуги по более высоким ценам (на 16% выше от базовой цены), если они позволят получить больше положительных эмоций. И наоборот, от трети до половины потребителей откажутся от бренда после неудачного опыта взаимодействия с продуктом, качество которого напрямую зависит от работы промышленных дизайнеров.
Дизайн, в том числе промышленный, одна из 16 креативных индустрий наряду с архитектурой, модой, музыкой, кино и прочими. Потенциал у этого сектора в нашей стране колоссальный: в ближайшие шесть лет доля творческих отраслей в экономике должна увеличиться до 6%, следует из концепции развития креативных индустрий, утвержденной правительством России в сентябре 2021 года.
Почему развитие промышленного дизайна так важно именно сейчас? В период суверенизации внедрение индустриального дизайна способно стать драйвером развития производства и науки. Поскольку именно грамотное использование промышленного дизайна позволит создавать новые сильные национальные бренды.
Промышленный дизайн — это магический коктейль, соединяющий инженерное мастерство, проницательность, эмпатию и аналитический склад ума. Каждый день мы трудимся над тем, чтобы претворять в жизнь проекты, которые определят облик завтрашнего дня.
Каким он будет — зависит от людей. Тех, кто сегодня трудится в бюро и студиях, а также от сегодняшних студентов и школьников, тех, кто только начинает свою карьеру. 2050.ЛАБ, как один из лидеров рынка промдизайна страны, не только способствует поддержке творческого предпринимательства, но и активно помогает молодым талантам, сотрудничая с ведущими университетами. Растущий интерес студентов к области промышленного дизайна — это отражение уверенности в том, что правильно вложенный талант и знания могут дать мощный импульс для всей экономики.
Тем более здорово, что интерес к профессии и возможностям промдизайна растет. Исследование рынка труда в промдизайне, которое мы провели в 2023 году, показало, что в сфере дизайна в Москве задействованы 17,2 тыс. человек, из них только 2,2 тыс. — в сфере промышленного дизайна. А 97% ребят, изучающих в вузах промышленный дизайн, видят перспективы в этой индустрии. Теперь главное — правильно научить их и дать возможность реализовать свой потенциал. Дать возможность увидеть свои идеи реализованными.
Совсем недавно в Московском метрополитене был введен в эксплуатацию поезд «Москва-2024». Его дизайн создан 2050.ЛАБ по заказу «Трансмашхолдинга» для департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
В новом поезде изменения коснулись основных элементов интерьера: кресел, поручней, обшивки, освещения, потолка. Применены новые материалы в обивке сидений, USB-разъемы перенесены с сидений на поручни. За счет изменения конструктива сидений удалось расширить проход в салоне. Мы надеемся, что пассажиры оценят дизайн состава.
Кстати, «Трансмашхолдинг» — это пример инновационного современного бизнеса, который понимает преимущества использования промышленного дизайна на стадии разработки объектов и решений. Ведь это позволяет в разы повысить конкурентоспособность продукта.
Согласно дизайн-индексу Маккинзи (McKinsey Design Index, MDI), доходность компаний с высоким MDI на 32% больше по сравнению с другими представителями аналогичных индустрий.
Примеры классного воплощения идей промышленных дизайнеров есть и у МТС, АвтоВАЗа, КАМАЗа. С каждым годом российский бизнес все больше осознает преимущества применения индустриального дизайна. Причем не только на этапе работы над эстетикой. Наконец, производители начали понимать, что наилучшее приложение возможностей промдизайнеров — их интеграция на стадии разработки проекта.
Мы видим своей миссией не просто поддержку, но и кратное масштабирование этого запроса бизнеса, воспитание талантливых профессионалов и просвещение бизнес-сообщества. Для этого у нас есть компетенции, опыт, амбиции и стратегическое видение.