РБК представил девятый ежегодный рейтинг букмекеров
В рамках делового завтрака «Букмекеры и спорт: ответственность и польза» (18+), который прошел в Москве 5 марта, аналитики агентства «РБК Исследования рынков» представили девятый ежегодный Национальный рейтинг букмекеров — уникальное в своем роде исследование отечественной отрасли легальных ставок на спорт. В рейтинг вошли только российские компании, действующие на основании лицензий ФНС.
Возглавила список букмекерская компания «Фонбет», набравшая 97,3 балла из ста возможных. Почти по всем критериям этот букмекер получил максимальную оценку, в первую очередь благодаря рекордным целевым отчислениям и самому сильному пакету спонсорской поддержки. В тройку лучших также вошли Winline (66,3) и «Лига ставок» (64,0).
При составлении рейтинга учитывалось 15 критериев. Часть данных собрана из открытых источников, тогда как самые важные показатели аналитики запрашивали непосредственно у игроков рынка с помощью анкетирования. По словам руководителя аналитической группы «РБК Исследования рынков» Сергея Хитрова, «Фонбет» стал абсолютным лидером рынка потому, что лучше других смог адаптироваться к сложным меняющимся условиям в период с 2020 по 2022 год.
При этом в ходе дискуссии участники делового завтрака РБК отметили скачкообразный рост индустрии беттинга за последний, 2023 год. «За последний год прирост рынка составил порядка 40%, — сообщила предправления сервиса «Единый ЦУПИС» Елена Шейкина. — Это в первую очередь связано с теми мероприятиями, которые проводятся единым регулятором азартных игр, а также с государственной политикой по борьбе с нелегальным сектором экономики».
По ее словам, с момента возникновения сервиса в 2021 году у букмекеров наблюдается существенное увеличение финансового оборота. А с момента появления такой важной миссии, как перевод целевых отчислений на поддержку отечественного спорта, букмекеры в общей сложности отправили на эти цели свыше 32 млрд руб., что существенно помогает развитию спортивной отрасли.
Управляющий партнер БК «Фонбет» Валентин Голованов связал рыночный бум как с появлением сервиса «Единый ЦУПИС», так и со стремлением участников рынка к прозрачности. «За 2022 и 2023 годы мы заплатили более 11 млрд руб. отчислений, что составляет порядка 35% рынка», — уточнил топ-менеджер.
Голованов напомнил, что последние два года оказались очень важными для развития отрасли, прежде всего из-за ухода иностранных букмекеров и рекламодателей с российского рынка. По его словам, компания «Фонбет», используя российское ПО, технических трудностей практически не испытала и даже увеличила свой штат за счет прихода работников из покинувших нашу страну крупных западных корпораций. Кроме того, кадровое усиление с лучшей стороны повлияло на состояние отрасли беттинга в целом.
По словам председателя совета Союза «Первая саморегулируемая организация букмекеров» и советника гендиректора БК «Фонбет» Николая Оганезова, огромный объем международных санкций, которые применили к России начиная с 2022 года, довольно серьезно затронули спорт в нашей стране. «Именно в этот трудный момент, когда иностранные партнеры покинули федерации и клубы, букмекеры протянули руку помощи и начали активно вкладываться в развитие спорта, — подчеркнул Оганезов. — Понятно, что это взаимовыгодное сотрудничество, и букмекеры в отношении поддержки российского спорта заняли лидирующие позиции».
В свою очередь, заместитель генерального секретаря Российского футбольного союза (РФС) Эрика Сурикова отметила, что организация не только продолжает сотрудничество со всеми крупными игроками беттинговой индустрии, но и старается перевести эту совместную работу на глобально другой уровень.
«Мы не просто помогаем коллегам решить стандартные маркетинговые задачи, такие как увеличение узнаваемости бренда или увеличение объема ставок, мы стараемся браться за более сложные вопросы, например решать репутационные задачи, причем не для какого-то конкретного бренда, а для индустрии в целом», — подчеркнула Сурикова.
Кроме того, представитель РФС отметила финансовый вклад букмекеров в развитие футбола, который несет в себе достаточно большую социальную миссию. Беттинговые партнеры также помогают союзу в решении социальных задач. В частности, совместная акция «ДоброFON», сумма пожертвований в которую напрямую зависит от посещаемости стадионов.
«Все эти акции вызывают большой общественный резонанс и очень позитивный эффект, потому что все средства перечисляются в фонды, которые занимаются помощью людям, оказавшимся в сложных ситуациях», — сообщила Сурикова.
В то же время букмекерские компании в настоящее время сталкиваются с целым рядом проблем. Самая большая из них, по мнению Николая Оганезова, заключается в конкуренции с представителями нелегального сектора. В первую очередь это связано с тонкостями налогообложения: клиенты официальных букмекеров вынуждены платить НДФЛ с каждого выигрыша, даже если по сумме ставок они остаются в убытке. В то же время доходы клиентов нелегальных беттинговых компаний налогами не облагаются.
Как один из способов решения проблемы советник гендиректора БК «Фонбет» видит введение годового налогового периода по аналогии с игорным бизнесом. «Это будет справедливое налогообложение, и игроки эту будут понимать, — подчеркнул Оганезов. — Это будет большим плюсом для развития легального сектора».
По словам Елены Шейкиной, сервис «Единый ЦУПИС» оказывает содействие ППК «Единый регулятор азартных игр». Однако для того чтобы заблокировать нелегала, требуется очень много итераций. Чтобы повысить эффективность борьбы, необходимо ускорить мероприятия по блокировке нелегальных букмекеров Роскомнадзором.
«Банк России тоже уделает все больше внимания р2р-платежам (денежные переводы от одного пользователя к другому, без участия банка или других посредников, напрямую через специализированные сервисы или приложения. — «РБК Отрасли»), что существенно затруднит деятельность нелегальных букмекеров и позволит повысить прозрачность отрасли в целом», — подчеркнула Шейкина.
Еще одна проблема, которую затронули участники мероприятия, — запрет на использование образов людей в рекламе азартных игр, от чего страдают спортсмены в индивидуальных видах спорта. По словам Николая Оганезова, представители индустрии беттинга прорабатывают этот вопрос с ФАС и комитетом по спорту Госдумы и находят в этих ведомствах положительный отклик. Однако при этом сталкиваются с ожесточенным сопротивлением со стороны Минздрава, который считает, что подобная реклама провоцирует такие опасные заболевания, как игромания и лудомания. «При этом четкого научного обоснования этой версии нет», — уточнил топ-менеджер.