Глава «Хавейл Мотор Рус» — о жесткой битве за покупателя на авторынке

Обновлено 21 февраля 2024, 07:26

О ключевых трендах российского авторынка и дальнейшей экспансии на него крупнейших китайских автомобилестроителей рассказал исполнительный директор «Хавейл Мотор Рус» Андрей Акифьев

Игнат Козлов для РБК
Фото: Игнат Козлов для РБК

— Как на российском рынке отразился уход западных автопроизводителей?

— Я бы не сказал, что градус конкуренции после ухода западноевропейских и японских марок сильно понизился. Во-первых, сам авторынок РФ стал меньше. Напомню, что в 2022 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), он сократился почти на 59%, объем продаж составил всего около 700 тыс. машин. Хотя за прошлый год ситуация несколько улучшилась.

Во-вторых, на этот сжавшийся рынок сейчас, помимо нас, активно выходят другие китайские производители. Каждый хочет занять свою нишу, заложить базу для дальнейшего роста. Кроме того, не нужно совсем списывать со счетов ушедшие иностранные бренды, которые попадают в страну по каналам параллельного импорта. В России у них очень много поклонников, которые, даже с учетом серьезно выросших цен, готовы покупать только привычные марки авто и пока не готовы к переменам. В ближайшие годы битва за покупателя будет очень жесткой.

— Какие тренды на автомобильном рынке России сегодня задают его развитие?

— Один из наиболее ярких трендов — интерес покупателей к автомобилям на альтернативных источниках энергии, резкий рост продаж которых мы увидели по итогам прошлого года. По нашим сведениям, на российском рынке было реализовано более 13,5 тыс. электромобилей и около 10 тыс. — гибридных. Суммарно продажи таких автомобилей по сравнению с предыдущим годом выросли в 8,5 раза.

— Как в целом 2023 год сложился для Great Wall Motor (GWM)?

— Несмотря на то что год был достаточно непростой и ситуация менялась от месяца к месяцу, всего в мире было реализовано около 1,5 млн автомобилей GWM, с учетом легких коммерческих моделей. Экспортные продажи составили более 316 тыс. машин. Значительная часть поставок пришлась на Россию, где за прошлый год было продано почти 138,5 тыс. автомобилей брендов концерна.

Отдельно отмечу продажи кроссоверов Haval Jolion, благодаря которым нам удалось выйти на первые позиции в сегменте SUV (sport utility vehicle — спортивно-утилитарный автомобиль) и войти с этой моделью в топ-3 самых продаваемых автомобилей по версии АЕБ. Выше оказались только две модели российского производителя. В 2023 году реализовали более 55 тыс. автомобилей Jolion, что в три раза больше, чем годом ранее.

Важным шагом для нас стал вывод в прошлом году на рынок бренда Tank, который мы позиционируем как премиальный внедорожник. Кроме того, мы расширили линейку Haval, а также запустили в конце прошлого года бренд ORA, пока с одной машиной — ORA 03. Это на 100% электрические автомобили. В обоих случаях было очень важно найти целевые аудитории и адресно работать с каждой из них. Нам, как я считаю, это удалось. В частности, по итогам года россиянам было продано почти 14 тыс. автомобилей Tank.

— В этом году компания запускает новый бренд премиальных кроссоверов Wey. На какого потребителя он рассчитан?

— Продажи стартуют уже в феврале с модели Wey 05. Это гибридный кроссовер, который обладает, на наш взгляд, сильными техническими характеристиками и набором опций. Кроме того, автомобиль достаточно хорош с точки зрения безопасности — как активной, так и пассивной: он получил высокую оценку по NCAP (new car assessment program — программа оценки безопасности новых автомобилей) и вошел в топ-3 рейтинга Euroncap в своем сегменте. Замечу, что инвестиции в безопасность для GWM не менее важны, чем инвестиции в технологии. Мы считаем, что эти вещи неразрывно связаны и очень важны для потребителя, особенно для тех, кто ориентирован на автомобили премиального класса, к которым, в частности, относится бренд Wey.

— О каких технических преимуществах Wey идет речь?

— Один из первых факторов — это расход топлива и снижение выхлопа. Гибридная силовая установка, которая состоит из двух синхронных двигателей на постоянных магнитах и двухлитрового двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом, расходует всего 7,7 л топлива на 100 км в смешанном цикле.

Гибрид — это машина, которая дает преимущества использования различных источников энергии. Но технологии при этом могут быть разные. Wey 05 — это так называемый подключаемый гибрид PHEV, где двигатель внутреннего сгорания имеет привод на колеса, за счет чего достигается достаточно широкая вариативность. Мы можем использовать электромотор там, где электропривод более эффективен, допустим, в городских условиях, где требуется быстрый старт и более высокая экономичность двигателя. С другой стороны, бензиновый двигатель позволяет лучше себя чувствовать на высоких скоростях и на больших расстояниях. Наш гибрид дает оптимальную комбинацию как с точки зрения экономичности, так и в плане энергоэффективности, а также учитывает российские особенности, где нужны предсказуемый запас хода и уверенное движение на длинных дистанциях.

Считаем, что даже покупатели премиальных автомобилей рассматривают гибрид как некую оптимизацию своего подхода к владению автомобилем и его эксплуатации, с одной стороны, и как некий первый шаг к более широкому использованию альтернативных источников энергии в автомобиле — с другой.

— Как у вас организован сбыт?

— В 2023 году мы существенно расширили дилерскую сеть компании, открыв 23 новых центра. Сегодня действует 144 официальных дилерских центра Haval, которые покрывают 98% территории страны, — они представлены во всех федеральных округах, во всех городах, где есть потенциал с точки зрения спроса на наши автомобили. Отдельно мы также открыли 41 дилерский центр Tank в 30 городах, но здесь мы находимся только в начале пути и, конечно, будем увеличивать их количество.

На развитие дилерской сети мы потратили довольно много усилий, но в результате приобрели в качестве партнеров наиболее опытных игроков рынка, у которых есть богатая практика работы в числе прочего с премиальными и высокотехнологичными брендами, которые умеют максимально грамотно и достоверно донести до покупателя информацию о преимуществах той или иной модели автомобиля.

— В начале февраля в СМИ появилась информация, что время ожидания крупных запчастей для авто китайских марок сейчас может составлять до пяти–шести месяцев. Как вы это прокомментируете?

— Здесь я хотел бы подчеркнуть преимущество покупки автомобиля у наших официальных дилерских сетей. Оно прежде всего как раз в вопросе поставки запчастей. Автомобиль должен быть обслужен в кратчайшие сроки. Для этих целей мы формируем ресурсную базу Haval и Tank — у нас в Москве есть склад запчастей. Показатель их выдачи по первому требованию дилера по разным брендам составляет 96%. Если же какой-то запчасти не окажется на складе, то мы оперативно доставляем ее из Китая, в том числе авиатранспортом. Никаких логистических проблем для нас сегодня не существует.

Еще одна позиция — это гарантия. Гарантия для бренда Wey, как и для Tank, составляет три года плюс два года сервисной поддержки. Для всех электрических компонентов автомобиля, включая батарею, поддержка действует по схеме три года гарантии плюс пять лет сервисной поддержки. На сегодняшний момент это одни из лучших предложений на рынке.

Также для покупателей в официальной дилерской сети действует программа «Помощь на дорогах», в рамках которой клиент может рассчитывать на техподдержку или услуги эвакуатора, если с его машиной в дороге случилась какая-то поломка. Радиус обслуживания — 500 км от дилерского центра Tank.

— Как вы получаете обратную связь от целевой аудитории?

— С помощью специальных агентств мы формируем фокус-группы, которые позволяют оценить, что нужно покупателям, заранее тестируем некоторые модели. Значительную часть информации о запросах потребителей мы также получаем из дилерских центров, которые непосредственно контактируют с покупателями. У нас также есть мобильное приложение Tank, где клиенты оставляют много отзывов. Подобные приложения будут создаваться и для других премиальных моделей — того же Wey. Кроме того, мы достаточно активны в соцсетях, поэтому в оперативном режиме получаем всю информацию, которая есть на рынке.

— Звучит ли со стороны российских покупателей ваших автомобилей критика? В чем она заключается?

— У нас есть накопленный опыт и знание предпочтений российских клиентов. Если говорить конкретно о модели Wey 05, то мы предугадали ожидания и добавили: обогрев лобового стекла, обогрев рулевого колеса и дополнительно обогрев второго ряда сидений пассажиров. Также традиционно российские клиенты предпочитают физические кнопки, а не управление через мультимедиа экраны. На примере бренда Haval мы специально для российского рынка добавили больше таких кнопок и вывели на них управление ключевыми функциями автомобиля.

Поделиться