Соприкоснуться со страной: как посетители оценили выставку «Россия»
С 4 ноября прошлого года на ВДНХ проходит международная выставка-форум «Россия» — крупнейшее подобное событие за последние десятилетия. Свои достижения и планы представляют все российские регионы, ключевые корпорации и ведомства. Практически с самого начала ее работы специалисты НИУ ВШЭ исследуют впечатления посетителей выставки. О промежуточных итогах опросов в эфире РБК-ТВ рассказал руководитель исследования, директор Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Иван Груздев.

Интервью Ивана Груздева телеканалу РБК
Текстовая версия
— Иван Андреевич, по последним данным, с момента открытия выставки в начале ноября и по сегодняшний день ее посетили уже более 6 млн человек. Вы проводили среди них опрос. Что показали его результаты? С какими ожиданиями люди сюда приходили, с какими впечатлениями уходили?
— Чтобы исследовать впечатления людей, которые посетили выставку, мы задавали два типа вопросов. Первый вопрос открытого типа — когда человеку его задают и не называют никаких вариантов ответа. А второй вопрос — вопрос на согласие с высказываниями. И он мог с ними согласиться или не согласиться. Первый вопрос показал, что доминирующие эмоции, которые посетители выставки испытали, — это радость, восторг, гордость и интерес.
— А как звучал вопрос?
— Буквально так: «Какие впечатления вы испытали в процессе посещения выставки?» И если говорить о высказываниях, мы видим, что 98% согласны с тем, что выставка заставляет гордиться достижениями России. Далее 97% согласны с тем, что выставка позволяет испытать уверенность, что мы живем в одной из передовых стран. Такой же процент — еще 97% — согласны с тем, что в ходе посещения выставки люди начинают чувствовать себя частью большой страны.
И еще один эффект, о котором я хотел бы сказать, — это образовательный эффект. Мы видим, что более 90% тех, кто посетил выставку и поучаствовал в нашем опросе, сказали, что они узнали что-то новое о регионах, о возможностях путешествий по России, о культуре регионов. И это, конечно, с моей точки зрения, замечательно.
— Вы в динамике как-то это анализировали, то есть с какого момента вы начали людей опрашивать и когда остановились?
— Мы начали фактически в самом начале, с 15 ноября, и пока не остановились, мы будем продолжать исследование до тех пор, пока выставка работает. И если честно, я с самого начала испытал небольшое удивление, потому что сразу были довольно высокие показатели и удовлетворенности, и оценки качества. Примечательно, что они потом еще немного выросли. Например, доля тех, кто с высокой вероятностью порекомендует другим людям еще раз посетить выставку, выросла на 5 п.п., до 90%. Доля тех, кто считает, что реальные впечатления от выставки превзошли ожидания, выросла на 15 п.п., до 68%, что тоже довольно много.
— С чем вы это связываете?
— Мне трудно говорить, потому что я не занимаюсь организацией выставки, но, наверное, коллеги, которые занимаются экспозициями, тоже общаются с людьми и потихонечку что-то подкручивают и делают выставку еще более интересной для людей.
— А кто приходит на выставку? Вам удалось вывести некий общий портрет: кто этот человек, которого интересует данная экспозиция?
— Вообще это самые разные люди. Если делать разбивку по месту проживания, то 40% — это регионы, порядка 37% — это Москва, остальное — Московская область. Если говорить о возрасте, то более половины, 51% — это молодежь, люди до 35. Из них 14% — это вообще дети до 18 лет. Поэтому я бы сказал, что здесь сложно говорить о какой-то категории людей, которые посещают выставку. Скорее из разных категорий россиян кто-то доходит до выставки.
— Дети, как я понимаю, зачастую просто вместе со своим классом приходили, в формате экскурсии, скорее всего?
— Кто-то приходит с родителями. Мы задавали вопрос: зачем пришли, как узнали? Сейчас, кстати, повышается доля тех, кто узнает о выставке из так называемого сарафанного радио, то есть коллеги делятся на работе, друзья. И многие приходят с друзьями, с родителями. Вот так и дети сюда тоже попадают.
— Здесь ведь немало еще и иностранных участников и гостей. Я знаю, что приезжают люди из других стран как туристы, посмотреть. Вы их опрашивали? И вообще, сколько их там примерно?
— К сожалению, мы не ведем статистику, я не могу сказать, сколько их, и в нашем опросе они несущественно представлены, там порядка 1%, поэтому здесь, к сожалению, поделиться нечем.
— Что людям нравится? Вы говорите, гордость, впечатления и так далее. Но выставка огромная, она очень масштабная, здесь большое количество самых разных павильонов и компаний, регионов. Что конкретно цепляет?
— Вообще люди приходят прежде всего посмотреть на экспозиции.
— Павильон регионов в основной своей массе?
— Да, по моим впечатлениям, основное место притяжения — это как раз павильон № 75, где представлены регионы России. Кроме того, довольно популярны образовательные мероприятия, мастер-классы, люди и за этим тоже идут. Сейчас будет уже частное впечатление, а не исследование, но ведь на самом деле мы живем в большой стране. По работе я много езжу по регионам и вижу то, что показывают множество всероссийских опросов: у нас не очень мобильное население. Часто, если люди живут в больших городах, они не склонны путешествовать по другим регионам России. И подобная выставка — это как раз возможность для москвичей, не выезжая за пределы Москвы, узнать о довольно удаленных регионах. Захотеть потом туда поехать. Кстати, мы задаем и такой вопрос: «А хотели бы потом поехать куда-то?» — и почти все хотят.
— А куда?
— Топ-2 региона — это Алтайский край и Камчатка. Это такая интересная история, что люди, наверное, доходят до выставки, понимают, что там можно увидеть, какая там прекрасная природа, и начинают планировать свой отпуск.
— Из этого можно сделать вывод, что у Алтая и Камчатки оказались самые интересные павильоны?
— Это далеко идущий вывод. Я полагаю, что это просто такие, действительно интересные с точки зрения потенциального отпуска регионы, при этом, наверное, не самые очевидные.
— Возвращаясь к мастер-классам и образовательной программе. В целом, если проанализировать, насколько это оказалось важным и нужным именно для детей, для молодежи, для подрастающего поколения?
— С одной стороны, в школах вроде бы рассказывают, что мы большая страна с разными регионами, у каждого из них своя культура, своя природа. Но все, кто занимается образованием, знают, что часто очень тяжело донести информацию, если ты просто рассказываешь, потому что нужны какие-то иммерсивные практики, какие-то возможности пощупать. И в этом смысле, я думаю, выставка и для детей, и для родителей — а ведь все мы родом из детства — это как раз возможность вовлечься, пощупать немножко, возможность просто от соприкосновения с регионом зародить в себе желание потом туда съездить, что мы и видим по нашему опросу.
— Как вы сами думаете, такое мероприятие поспособствует развитию внутреннего туризма в России?
— Я думаю, что с очень высокой вероятностью.
— А какой была цель всего исследования? Просто проанализировать впечатления людей? Или она более далеко идущая, в сторону дальнейшего развития подобных проектов?
— Изначально задача была как раз показать портрет посетителей выставки и оценить, насколько успешно она работает, получить ее независимую оценку, ведь мы университет, а не организаторы выставки. Но я предполагаю, что, поскольку выставка, видимо, будет продлена, эти данные в том числе могут быть использованы для того, чтобы, условно говоря, расставить дополнительные акценты, сделать выставку еще более привлекательной. Может быть, дойдем до 100% положительных оценок.
— Продолжаете ли вы еще опросы и, вообще, в каком формате они проходят? То есть вы каждый день ходите по выставке и опрашиваете людей?
— У нас два источника данных. Основной — это действительно личные опросы. Студенты НИУ ВШЭ в фирменных футболках ходят по павильонам с планшетами и просто предлагают людям провести интервью. Что важно, они ходят в разных местах и в разное время, что позволяет зацепить разные категории респондентов. Второй поток, который открылся относительно недавно, — это онлайн-анкета на сайте выставки, там пока капает чуть поменьше данных, но тем не менее сейчас и этот поток тоже налажен.
— Из каких-то пожеланий посетителей что бы вы выделили? Допустим, они делятся какими-то позитивными эмоциями. Я лично, как человек, который тоже побывал на выставке, понимаю, что меня смущает огромное количество людей, особенно в выходные дни, и бывает действительно тяжело пройти, лучше прийти в будни. Обратите внимание, даже сегодня будний день, но народу очень много. Какие-то имеются у людей такого рода пожелания?
— Вы знаете, у нас, кстати, есть такой вопрос в конце с комментариями, самый частый комментарий: расскажите всем об этой выставке. Про очереди, действительно, в какой-то момент были подобные замечания, но у нас это не очень было подсвечено. То есть я не могу сказать, что в какой-то момент очереди стали таким негативным фактором, у нас таких данных нет.
— Спасибо большое. Вы продолжаете еще опросы?
— Мы продолжаем, да.
— То есть до закрытия выставки вы продолжаете собирать данные.
— Да.
— Спасибо большое.
— Спасибо вам. Всего доброго.