День цифровизации: на выставке «Россия» обсудили достижения в сфере IT
В среду, 17 января, в рамках международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ прошла пленарная сессия «Как развивалась российская IT-отрасль: история успеха национальных лидеров». Мероприятие, состоявшееся благодаря инициативе Министерства цифрового развития, было поделено на три больших тематических блока: телеком, IT-отрасль и интернет. В каждом из них приняли участие руководители самых успешных компаний рынка, а также аналитики сферы и представители государственной власти.
Открыл сессию вице-премьер российского правительства по вопросам цифровой экономики и инновациям Дмитрий Чернышенко, озвучивший планы государства по укреплению отрасли. «Одна из пяти национальных целей развития посвящена именно цифровой трансформации, и мы уверенно к ней идем. До 2030 года мы продолжим поддерживать различные IT-стартапы», — сообщил спикер, добавив, что среди основных приоритетов — использование технологий искусственного интеллекта (ИИ) во всех хозяйственных и экономических процессах и, кроме того, создание и укрепление технологического суверенитета страны. По словам Чернышенко, объем отечественного рынка ИИ в 2023-м вырос к предыдущему году на 18%, достигнув 650 млрд руб. Более 1 тыс. российских организаций ведут сегодня разработки в этой области.
Аналитик отрасли, гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков отметил, что по итогам 2023 года рынок телекоммуникаций впервые достиг планки 2 трлн руб. «Рынок очень стабильный и динамично развивающийся, каждый год он выпускает новые продукты, и в ближайшие шесть лет перед ним будут стоять большие задачи», — подытожил эксперт.
В свою очередь, президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, перечисляя основные направления работы компании, подчеркнул, что сейчас она сосредоточена на развитии цифровых решений для разных отраслей промышленности и экономики — нефти, газа, машиностроения и агропромышленного комплекса.
Президент ПК «Аквариус» Владимир Степанов указал на знаковую перемену в отношениях с заказчиками: «Рынок освободился от большого количества существовавших прежде решений, и качество диалога заказчиков с отечественным производителем принципиально изменилось: теперь мы лучше понимаем, какой продукт они хотят получить». Он также отметил, что после ухода с российского рынка иностранных вендоров компания в разы ускорила темп работы и освоила новые каналы поставок.
Сразу несколько экспертов высказались о нехватке кадров и о том, что подготовка молодых специалистов — важнейшая задача для бизнеса. «Правильная затея — цифровые кафедры, где студентам самых разных специальностей дают знания в сфере IT. Понимая, как работают цифровые технологии, такие профессионалы смогут поднять эффективность своих организаций, — уверен директор компании «1С» Борис Нуралиев. — А предприятиям нужно отправлять своих специалистов преподавать в вузах и отбирать перспективных студентов». Гендиректор «Группы Астра» Илья Сивцев рассказал, как компания вкладывается в подготовку кадров: это и сеть образовательных организаций, и создание лабораторий в вузах, и стипендиальные программы.
Выступление сооснователя Positive Technologies Юрия Максимова было посвящено кибербезопасности. «Одновременно с внедрением новых технологий повышается и количество киберпреступлений, поэтому безопасность всегда идет следом за развитием индустрии, — пояснил спикер. — Сегодня мир драматически нуждается в новой цифровой архитектуре, которая обеспечит ему безопасность и суверенность. Наша задача — стать теми, кто будет строить этот новый цифровой мир, где технологии служат людям».
Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников рассказал о темпах развития российского интернета: так, если в 2017 году его аудитория была почти 90 млн человек, или 71% населения России, то за прошедшие шесть лет выросла больше чем на 15% и составила 83% от всех жителей страны. Мобильный интернет перешел в зону карманной доступности: в 2017-м им пользовались 70 млн человек, а в 2023-м — 92 млн. «В ушедшем году мобильный интернет вытеснил десктопный, и это нужно учитывать при планировании бизнес-задач», — заключил аналитик.
Гендиректор VK Владимир Кириенко обратил внимание слушателей на стремительное развитие сервисов онлайн-образования в России: «У нас любят пользоваться онлайн-сервисами, повышать уровень своего образования. При этом качество данных услуг на отечественном рынке превышает международные аналоги».
Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант рассказал о том, что шесть лет опыта внедрения в бизнес нейросетей позволили компании в 2023 году выполнить план и интегрировать YandexGPT во множество сервисов. «Но в целом мы лишь приступили к тому, чтобы ИИ начал работать везде и для каждого, — убежден эксперт. — Сегодня уровень развития нейросетей можно сравнить с велосипедом на паровом ходу, которому только предстоит эволюционировать в гоночную машину и ракету. А пока мы даже не представляем, как они будут выглядеть».
Реклама. Рекламодатель: АНО «Дирекция Выставки Достижений «Россия»
erid: 4CQwVszH9pWvKCN2Dmw