Победители конкурса «Дело в людях» поделились лучшими ESG-кейсами
Корпоративные проекты российских компаний, представленные на конкурс «Дело в людях» Ассоциации менеджеров, отражают базовые ценности социально ответственного бизнеса и его вклад в развитие общества
ESG и корпоративная социальная ответственность остаются одними из основных векторов развития современного российского бизнеса. Это доказал конкурс Ассоциации менеджеров «Дело в людях», который в этом году прошел в 16-й раз. Свои лучшие кейсы на нем представили 700 компаний среднего и крупного бизнеса. В приоритете — накопленные знания и надежные партнерские отношения, социальная репутация, забота о сотрудниках и здоровом образе жизни, развитие местных сообществ, экологические аспекты, создание комфортной городской среды и общества равных возможностей.
Больше по теме корпоративной социальной ответственности читайте в специальном сюжете РБК к ежегодному форуму Ассоциации менеджеров «Дело в людях».
Социальные проекты
Гран-при конкурса завоевал проект «Норильского никеля» о развитии инженерного потенциала. Компания повышает уровень жизни в Заполярье и качество образования, а также готовит высокомотивированных сотрудников. Почти 58 тыс. человек за последние два года обучились цифровой грамотности с помощью приложения «Цифроникель». Для школьников организуют профориентационные онлайн-курсы, профильные смены в лагерях, научные баттлы и городские митапы, посвященные изобретательству.
Студенты вузов проходят целевую подготовку и практику на предприятиях «Норникеля», а также участвуют в лидерских программах, благодаря которым получают шанс за 2,5 года стать руководителями первой ступени. Начинающие специалисты могут развить профессиональные навыки с помощью VR-технологий и тренировочного полигона для обучения и переподготовки по многим профессиям. Кроме того, в Норильске и Мончегорске работают lean-лаборатории — центры практического обучения принципам и методам бережливого производства.
В результате рейтинг компании и интерес к отрасли значительно возросли. В 2022 году «Норникель» получил на 44% больше резюме, чем в предыдущем, а за последние четыре года — в семь раз больше заявок от соискателей по сравнению в предыдущими годами. С 2020 по 2023 год компания наняла свыше 20 тыс. новых сотрудников. На 15% больше стало молодых работников в возрасте до 29 лет.
В осознанном выборе профессии ученикам десяти школ города Ачинска Краснодарского края помогла компания «Русал Ачинск». Она заняла первое место в номинации «Управление человеческими ресурсами». Компания реализовала проект «Академия будущих метALлургов», объединивший школьников, старшекурсников колледжа и специалистов Ачинского глиноземного комбината. Профессии тяжелой промышленности представили на фестивале металлургической отрасли. Под эгидой «Русал Ачинск» прошли десять инженерных ивентов, экскурсии на предприятия, на которых школьники знакомились с производственными процессами, а также углубленные тематические уроки химии и физики.
Кроме того, для ачинских школьников организовали олимпиаду по направлению «Металлургия цветных металлов». В результате более 50 ребят выбрали профессию металлурга, а городе сформировался образовательный кампус естественно-технологического направления. Проект будет растиражирован по всей отрасли.
Россельхозбанк поддерживает российских фермеров, бесплатно предоставляя им доступ к цифровой платформе «Свое Родное». Проект победил в номинации «Выстраивание отношений с партнерами и клиентами». Сельхозпроизводители получили возможность создавать свои интернет-магазины и продавать натуральные продукты через мобильное приложение «Я—фермер», которое позволяет быстро и просто управлять заказами и своими витринами продуктов. Покупатели могут приобретать товары без переплат — торговая площадка блокирует посредников и исключает любые наценки. Продукты с маркетплейса можно заказать домой, в офис или забрать в пункте самовывоза. Сейчас на торговой площадке представлено более 100 тыс. товаров, в приложении уже более 1 млн посетителей, к нему подключено более 11 тыс. фермеров.
Условия для безбарьерной коммуникации и развития слабослышащих сотрудников обеспечили в «Ашане». Проект победил в номинации «Вклад в создание общества равных возможностей». Каждому слабослышащему сотруднику выдают смарт-часы для уведомления о чрезвычайных ситуациях и коммуникатор — приложение для смартфона «Мой РЖЯ» (русский жестовый язык). С его помощью можно общаться через сурдопереводчика, который доступен онлайн круглосуточно на определенной территории. В результате «Ашан» наладил комфортную коммуникацию между руководителями и неслышащими сотрудниками, а также наработал практику проведения собеседований с такими кандидатами. Время для индивидуальных встреч сократилась в три раза, что экономит компании 533 часа в месяц, 72,7% сотрудника заявили, что довольны приложением, а 91% будут использовать его в будущем.
Экология и здоровый образ жизни
В номинации «Экологическая эффективность» победила компания «Сибирское стекло» (актив РАТМ Холдинга) с проектом сокращения экологической нагрузки за счет увеличения использования стеклоотходов и выпуска суперлегкой бутылки. Приоритетным для компании стало сотрудничество с региональными операторами по обращению с ТКО, эксплуатантами полигонов и их подрядчиками. Были апробированы новые форматы сбора стекла, в частности, в сегменте HoReCa. В 2023 «Сибстекло» запустило первую очередь технологического комплекса по обработке стеклобоя. На заводах AB InBev Efes за Уралом приступили к выпуску продукции в суперлегкой бутылке.
В результате характеристики отходов стекла существенно улучшились, их доля в производстве коричневой тары (50% в структуре продукции) выросла до 45%. Энергоемкость производственных процессов снизилась на 5%, как следствие — уменьшились промышленные выбросы в окружающую среду. Доля облегченной стеклотары в общем объеме достигла 88,3%; средний вес стеклоизделия уменьшился на 7%, что позволяет сдерживать рост отпускных цен. Использование суперлегкой бутылки AB InBev Efes сокращает эмиссию углекислоты в цепочке поставок на 10% в расчете на единицу продукции, дистанцию перевозок напитков на 180 тыс. км в год, а в результате и транспортный след. «Сибстекло» стало единственным производителем стекла, вошедшим в ESG-индекс РБК и рейтингового агентства НКР.
Осознанным отношением сотрудников к своему здоровью, в том числе психологическому, заняты в НЛМК. Проект победил в номинации «Здоровый образ жизни». Компания реализует программу «Здоровый выбор», проводит недели здоровья, профилактические чек-апы, занимается просвещением и развивает корпоративный спорт. В рамках программы «Добросервис» сотрудники могут посещать индивидуальные консультации психолога, юриста, финансового и ЗОЖ-консультантов.
Социальная политика направлена на снижение уровня тревожности в коллективах, профилактику стресса и поддержку в сложных ситуациях. НЛМК стремится изменить поведенческие модели сотрудников, сформировать культуру здорового образа жизни, стимулирует отказаться от вредных привычек, перейти на здоровое питание и повысить физическую активность. Практически весь персонал участвует в мероприятиях, в результате, к примеру, ежемесячное потребление сладких газированных напитков сотрудниками снизилось на 70%.
Культурные проекты
Объединенная металлургическая компания (ОМК) уже 12 лет организует в Выксе Нижегородской области фестиваль современной городской культуры. В результате город стал одним из главных центров искусства и молодежной культуры в России. Проект победил в номинации «Развитие местных сообществ». Фестиваль включает в себя перформативные практики, паблик-арт и масштабные музыкальные события, в создании которых участвуют жители. С каждым годом в городе появлялось все больше арт-объектов, и он стал напоминать галерею современного искусства под открытым небом.
Фестиваль способствовал росту потока туристов. В 2016 году город принял около 10 тыс. туристов, к 2021 году этот показатель вырос до 25 тыс. Если в 2022 году праздник посетило более 20 тысяч человек, то в 2023 — уже более 35 тыс. Более 500 выксунцев становятся участниками и соавторами фестивальных проектов каждый год. 90% событий фестиваля доступно для посещения людей с особенностями. Более 200 местных жителей с физическими и ментальными особенностями посетили мероприятия инклюзивной программы в 2022 году.
Масштабный проект #невсёравно — уникальный цикл видеороликов, рассказывающих о людях, живущих в России, поступками и делами которых хочется гордиться, запустила Agenda Media Group. Проект победил в номинации «ESG-коммуникации». Это 120 разных историй о помощи в сферах здоровья, экологии, психологической поддержки и научных изобретений. Проект собрал 346 тысяч просмотров на «Яндекс.Дзен» и 112 тыс. просмотров на YouTube, 231 тыс. реакций на ролики, 218 тыс. лайков, 2 тыс. комментариев и 12 тыс. репостов.
Agenda Media Group удалось повысить интерес россиян к социально значимым темам. После выхода фильмов увеличилось количество людей, которые узнали о фондах и компаниях, принимавших в них участие. По данным, полученным командой от организаций в виде отзывов и обратной связи, в некоторых случаях комьюнити различных направленностей выросли на 20–40% за счет волонтеров. В некоторых организациях сумма донатов на время реализации проекта выросла на 15–20%.