Что мешает российскому бизнесу активно внедрять ESG-практики

Обновлено 28 декабря 2023, 14:24

Почти половина российских компаний только присматриваются к повестке устойчивого развития и не берутся использовать ESG-принципы на практике, таковы данные исследования Ассоциации менеджеров

Freepik.com
Фото: Freepik.com

Бизнес, взявший принципы устойчивого развития за основу собственной операционной деятельности, не только получает бонусы в виде новых рынков сбыта или позитивного отношения международных контрагентов, но и несет определенные риски. К такому выводу пришли авторы исследования «Курс на ESG в новой реальности», которое российская Ассоциация менеджеров провела среди своих членов весной—летом 2023 года.

В опросе приняли участие 115 российских компаний — членов ассоциации. Выяснилось, что более трети опрошенных предпринимателей (38%) активно внедряют ESG-повестку в свои бизнес-стратегии, 17% заявили, что используют принципы устойчивого развития во всех ключевых сферах деятельности и готовы делиться опытом с другими компаниями.

При этом 34% респондентов сообщили, что только начинают знакомиться с зелеными нормативами, но предпочитают выстраивать собственную стратегию ведения бизнеса. А 11% опрошенных заявили, что повестка ESG на деятельность их компаний никакого влияния не оказывает.

Сфера интересов

Больше половины участников исследования Ассоциации менеджеров (52%) уделяют наибольшее внимание такому пункту ESG-повестки, как социальная ответственность бизнеса. В это понятие входит позитивное отношение к сотрудникам, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям, развитие и поддержка местных сообществ.

Почти треть респондентов (29%) заботятся об окружающей среде, стараются минимизировать ущерб экологии. Корпоративным управленческим принципам, таким как прозрачность отчетности, здоровая обстановка в офисах, отношения с акционерами, антикоррупционные меры и т.д., следуют 12% опрошенных. Еще 7% респондентов ответили, что уделяют внимание сразу всем направлениям.

«Во внутреннем управлении мы планируем фокусироваться на обеспечении сотрудников льготами. Сейчас готовы расширить объем льгот для сотрудников: предлагаем возможность обращения к психологам, чек-апы для превентивной заботы о здоровье, консультации диетологов, ветеринаров», — поясняет HR-директор группы компаний BestDoctor Елизавета Куприянова. По ее словам, следование принципам ESG в долгосрочной перспективе позволит выращивать, удерживать и привлекать более качественные кадры и позитивно влияет в том числе на работу с аудиторией, позволяя долгосрочно создавать полезные продукты: «Это, безусловно, является трендом среди молодого поколения, которое гораздо более осознанное предыдущих и явно будет фокусироваться при выборе компании, услуг и продуктов на ее этичности и соответствии принципам экологичности».

Только 17% опрошенных публикуют нефинансовую отчетность больше пяти лет, еще 32% респондентов делают это от года до четырех лет. Треть (31%) планирует начать ведение нефинансовой отчетности, а пятая часть опрошенных вообще считает, что для их компаний это сейчас неактуально.

Половина участников исследования отмечают, что публикация ESG-отчетности помогает выстраивать отношения с партнерами и клиентами, еще 32% убеждены, что подобная открытость необходима для реализации стратегических целей, в том числе безболезненного выхода на зарубежные рынки. Десятая часть респондентов считает, что это является хорошим подспорьем при работе с инвесторами и финансовыми институтами.

«Новое поколение потребителей диктует экологическую повестку, новое поколение сотрудников — большой запрос на собственное развитие и фокус на человека внутри организации, а новое поколение управленцев применяет совсем другие принципы в сфере принятия решений», — подчеркивает заместитель генерального директора НМГ по работе с персоналом Светлана Волхонская.

Отдельный блок в исследовании Ассоциации менеджеров посвящен развитию стандартов ESG в России. На вопрос, считают ли компании это необходимым, большинство респондентов (37%) ответили положительно, но рекомендовали фокусироваться на российской реальности. Еще 26% считают нужным придерживаться общемировых тенденций, 15% уверены, что ориентиром должны являться восточные рынки.

«Агентство стратегических инициатив разрабатывает стандарт социального капитала бизнеса. Мы привыкли жить по международным метрикам, но сейчас готовятся и российские методические рекомендации в этой сфере», — комментирует директор по устойчивому развитию и член исполнительного комитета (правления) «Русал», председатель комитета по устойчивому развитию и ESG Ассоциации менеджеров Ирина Бахтина.

Популяризация ESG-принципов среди отечественного бизнеса выявила целый ряд трендов. Среди них переход на ответственное производство и потребление, повышение активности работы с некоммерческим сектором, развитие социальных проектов, рост спроса на переработку использованных материалов (экономику замкнутого цикла), вовлечение компаний в климатическую повестку, повышенные требования потребителей к зеленым свойствам товаров и упаковки.

Один из участников опроса — компания Natura Siberica — собирается перейти к полноценной ESG-стратегии в 2024 году. В качестве приоритетных направлений деятельности бизнеса выбрана поддержка культуры. «Мы активно сотрудничаем с крупнейшими российскими театрами и музеями, объединением «Гжель», — подчеркнул гендиректор Natura Siberica Феликс Либ.

Среди позитивных факторов внедрения ESG-принципов респонденты назвали улучшение благополучия в обществе (45%), снижение загрязнения окружающей среды (34%), защиту уязвимых слоев населения (21%). В числе положительных факторов для бизнеса — увеличение количества инвестиционных проектов в социальную сферу (36%), экологию (26%), появление новых источников финансирования (24%), более стабильные условия труда для сотрудников и укрепление команды (14%).

«Социальное инвестирование — одна из основ для развития общества, и дивиденды от него переоценить невозможно», — считает начальник управления корпоративной социальной ответственности и событийного маркетинга, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева.

Ключевые риски

При всех положительных аспектах следовать повестке устойчивого развития сегодня стремится далеко не весь российский бизнес. В качестве основных рисков 37% предпринимателей отметили уход с рынка ряда предприятий, не имеющих ресурсов на внедрение и реализацию ESG-стратегий, 32% — появление неравных условий для компаний с ESG-практикой и с классическими бизнес-моделями, 23% — образование финансовых пузырей в секторе зеленых финансов. Распространение практики green washing в целом, когда заявление о соответствии повестки расходится с реальными результатами деятельности компании, отметили 27% респондентов. Еще 16% вспомнили о рисках, связанных с отсутствием эффекта от внедрения ESG.

Владелец группы компаний «Экоофис» Андрей Ковалев отмечает, что сейчас речь идет о выживании его бизнеса, а не об устойчивом развитии: «Мы занимаемся коммерческой недвижимостью. Налог на кадастр сейчас составляет 40% в обороте. К нему добавляется еще НДС, налоги на прибыль, зарплатные и транспортные. И ты уходишь в минус». Если совсем недавно я мог взять кредит под 5–6% годовых, то сейчас это 17%. Запретили проверки контролирующих органов, но они теперь проводят беседы, осмотры, а результат тот же самый, добавляет бизнесмен.

Чтобы соответствовать ESG-повестке, необязательно ее принимать, убежден предприниматель и член Общественной палаты Московской области Олег Стогов. По его мнению, есть отрасли промышленности, для которых в текущих геополитических условиях участие в глобальных рейтингах и раскрытие информации о себе нежелательно. Следовать же ESG-принципам косвенно помогает действующая нормативная база. «В России достаточно жесткое природоохранное законодательство. Если предприятие не соответствует ему, для кого-то это может обернуться самыми серьезными последствиями, например срывом гособоронзаказа», — приводит пример Олег Стогов. Кроме этого у нас исторически развито профсоюзное движение. Права сотрудников защищаются и это помимо норм Трудового кодекса РФ, добавляет бизнесмен.

Ассоциация содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс» осенью провела опрос среди своих членов и компаний-партнеров. Он показал: среди тех, кто прямо не исповедует ESG-принципы, большую часть составляют компании, на деле так или иначе учитывающие основополагающие постулаты идеологии устойчивого развития. Многие коммерческие структуры не оценивают свои тактику и стратегию в бизнесе ESG-терминологией, подчеркивает исполнительный директор ассоциации «Ресурс» Валерия Гулимова: «Особенно это заметно в сегменте малого и среднего предпринимательства, где ограничены ресурсы, кадровый и экологический менеджмент зачастую идут в пакете с бухгалтерским обслуживанием, и их задача — исполнение требований, подача обязательной отчетности, но не использование нефинансовой отчетности как отдельного инструмента». Исключение составляют компании и индивидуальные предприниматели, которые сделали экологичность и социальную ответственность частью своего образа, маркетинговой политики, поэтому монетизация этих направлений для них понятна, добавляет эксперт.

Быть в русле

Следовать зеленой повестке для многих представителей российского бизнеса сегодня затратно, это никак не поощряется государством на законодательном уровне, а с учетом обстановки войти в международные ESG-рейтинги и привлечь иностранные инвестиции практически невозможно, констатирует директор благотворительного фонда «Социальный навигатор» Татьяна Задирако.

Амбассадорами в этой области долгие годы были международные компании, которые сейчас ушли с российского рынка, напоминает эксперт: «Для представителей отечественного бизнеса, пришедших на их место, зеленая повестка пока неактуальна. Их задачи — заработать деньги, повысить капитализацию, закрепиться на рынке, создать свой бренд, с нуля сделать то, что крупный негосударственный бизнес начал делать еще в начале 1990-х годов».

Некоторые частные компании могут не принимать ESG-повестку, потому что не знают, что это такое. «Это связано с качеством менеджмента: чем он более продвинут, тем более широкий и тонкий спектр управленческих инструментов может применять», — считает руководитель проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития» Светлана Герасимова.

Однако сегодня все больше руководителей понимают, что ESG-принципы — это инструмент, с помощью которого можно способствовать продвижению бренда и привлекать клиентов, внедрять инновации, задавать новые стандарты, добавляет Герасимова: «К тому же представители молодого поколения все чаще требуют ответа: а какие созидательные, полезные для общества вопросы решает компания?» При этом государство заинтересовано в развитии социально ответственного бизнеса и постепенно подталкивает компании «в нужную сторону». Так, совсем недавно вышли свежие рекомендации Минэкономразвития России по отчетности в области устойчивого развития, напоминает эксперт.

Популяризации ESG-повестки способствуют мероприятия Ассоциации менеджеров. Она уже 16 лет продвигает комплексный проект «Дело в людях», который включает в себя конкурс лучших практик ESG и устойчивого развития, а также ежегодный форум. В его рамках ведущие эксперты делятся опытом реализации принципов устойчивого развития и ответственного подхода к бизнесу. Больше по теме корпоративной социальной ответственности читайте в специальном сюжете РБК к ежегодному форуму Ассоциации менеджеров «Дело в людях».

Поделиться