Как импортозамещение стимулирует глубокую переработку алюминия

Обновлено 21 декабря 2023, 11:20

О новых возможностях для наращивания продукции высоких переделов в цветной металлургии рассказала председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Россия — один из крупнейших поставщиков алюминия и сплавов на его основе на мировом рынке, доля экспорта довольно значима. Что сдерживает внутреннее потребление?

— Низкое потребление алюминия в России связано с недостаточными мощностями дальнейших переделов и невысоким уровнем спроса, который необходимо развивать. На внутренний рынок приходится четверть всего производимого в стране алюминия и сплавов на его основе.

В 2022 году объемы производства первичного алюминия в нашей стране превысили 4 млн т, или 5,6% мирового производства. При этом на долю внутреннего рынка приходится только 24% всего объема этого металла.

— Как санкции повлияли на темпы развития в стране производства алюминиевых продуктов высоких переделов?

— До 2022 года программа развития спроса на алюминиевую продукцию высоких переделов, которую реализует Алюминиевая ассоциация, способствовала росту собственной переработки. В период с 2013 по 2021 год доля перерабатываемого на внутреннем рынке алюминия увеличилась с 17 до 30%, производство алюминиевых продуктов высоких переделов — на 46%, до 1,3 млн т, а объем экспорта алюминиевых полуфабрикатов — на 60%.

Изменение геополитической ситуации привело к сокращению производства в стране алюминиевых продуктов: в 2022-м оно снизилось до 1,1 млн т. Восстановить его пока не удается из-за выпавших объемов российских экспортных поставок продуктов высоких переделов. Так, доля экспорта полуфабрикатов сократилась с 17% в 2021 году до 5% в 2023-м. Сильнее всего снизился экспорт экструзии, проката и фольги.

Спрос внутри страны значительно вырос, в 2023 году он даже несколько превысил уровень 2021 года: 1,15 млн т против чуть более 1 млн т соответственно. Однако объемы собственных высокотехнологичных производств недостаточны для стабилизации рынка. Производственные мощности производителей изделий из алюминиевых сплавов для нужд авиакосмической, машиностроительной, строительной и других отраслей в стране не превышают 1,4 млн т в год. В то время как производство полуфабрикатов может достигать 1,8 млн т.

— Каков, по вашей оценке, потенциал роста внутреннего потребления, при каких условиях оно будет расти?

— Стратегическая цель — увеличить потребление алюминия на внутреннем рынке более чем на 400–500 тыс. т — до 1,5 млн т ежегодно к 2026 году, что в показателях на душу населения составит около 10 кг в год и приблизится к постоянно растущему среднемировому значению. Это важный индикатор технологического развития. В России в расчете на одного жителя сегодня приходится порядка 8 кг алюминия, для сравнения: в Китае — 40 кг, Южной Корее — 35 кг, Германии и Италии — более 30 кг.

Путь достижения этой цели — развитие высокотехнологичных производств внутри страны во всех алюмопотребляющих отраслях. В рамках этой деятельности ассоциация совместно с партнерами реализует целый ряд проектов по развитию потребления алюминия в автопроме, строительстве и дорожной инфраструктуре, энергетике, тяжелом и транспортном машиностроении, вагоностроении, производстве авиационных компонентов, судостроении, а также производстве товаров народного потребления.

Говоря об отрасли, я в первую очередь имею в виду 130 компаний, которые объединяет Алюминиевая ассоциация. Это переработчики алюминия, на чью долю приходится более 70% продукции высоких переделов.

Безусловно, на фоне внешних ограничений спрос на собственную глубокую переработку алюминия будет расти.

Еще никогда ранее мы не ощущали такую серьезную нехватку перерабатывающих мощностей, необходимых, чтобы обеспечить спрос на новую алюминиевую продукцию.

Важно определить ключевые проекты и номенклатуру, которую можно и необходимо производить в стране. Кроме того, необходимо решать проблему дефицита кадров и компетенций в отрасли.

Увеличение доли отечественной алюминиевой продукции на внутреннем рынке в свою очередь повысит и экспортный потенциал российских производителей.

— Что стимулирует потребление высокотехнологичной продукции из алюминия в ключевых секторах экономики?

— Глобальный мировой тренд — алюминизация всех отраслей промышленности. Спрос на алюминий благодаря его легкости, прочности, экологичности, возможности бесконечной переработки с каждым годом растет.

Крупнейшим потребителем алюминия является строительство — на отрасль приходится 240 тыс. т алюминия, или 25% внутреннего потребления.

Современные условия диктуют жесткие требования к материалам в строительной отрасли, начиная с безопасности и технико-экономических показателей, заканчивая требованиями экологичности и эстетической привлекательности сооружений. Алюминий им полностью соответствует, а в некоторых случаях не имеет альтернатив. Например, последние 30 станций московского метро построены с применением алюминиевых решений. Еще 20 станций, ввод которых запланирован на 2024–2025 годы, будут строиться с использованием аналогичных технологий.

Кроме того, в 2022 году в ряде высокотехнологичных отраслей освободилось большое количество ниш. В этом году, например, удалось локализовать производство автокомпонентов, которые не могли до этого быть освоены в течение многих лет из-за высокой конкуренции с иностранными производителями. Компоненты подвески, например, ранее поставлявшиеся из Италии, сейчас полностью освоены Красноярским металлургическим заводом. За последние полтора года освоена технология проката с повышенными требованиями для автопрома: для сборки отечественных электромобилей могут быть использованы локальные алюминиевые автолисты для лицевых и внутренних деталей кузова. Ведется работа по локализации аккумуляторных батарей. Развивается сеть зарядных станций, в которых большой перечень компонентов производится из алюминия.

В 2023 году разработаны и запущены в производство новые алюминиевые вагоны грузового железнодорожного состава. Продукция успешно сертифицирована, принята комиссией РЖД и проходит опытную эксплуатацию у ведущих операторов. При этом использование алюминия в вагоностроении требует изменения устаревших нормативных документов, нуждается в господдержке, субсидировании, дальнейшей защите от потенциального демпинга со стороны иностранных конкурентов.

Освоено производство целого спектра кабельной продукции с применением алюминиевых сплавов, которая может применяться в метрополитене, нефтегазовой отрасли, уличном освещении, во многих других сферах, где предъявляются повышенные требования к надежности, а также в сложных природно-климатических условиях. Переход с меди на алюминий — мировой тренд в энергетике.

Все это позволяет создать компетенции внутри страны, новые рабочие места и обрести независимость от импортных поставок.

Большие перспективы развития у судостроения и причальной инфраструктуры. Применение материалов из алюминиевых сплавов в маломерном судостроении, например, позволяет создавать экономически эффективные суда: они потребляют меньше топлива, обладают лучшими весовыми характеристиками и более экологичные.

— Готова ли отрасль разрабатывать и внедрять инновационные решения?

— Применение алюминия растет именно благодаря появлению новых сплавов, технологий, включая инновационные технологии сварки.

Например, сварные крупногабаритные облегченные алюминиевые панели, или СКО-панели, изготавливаются из алюминиевого сплава 1581, что позволяет делать судно до 10% легче. Разработал и запатентовал эту серию сплавов несколько лет назад Институт легких материалов и технологий (ИЛМиТ). Материал включен в Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства и согласован Российским квалификационным обществом для применения в речных судах и уже используется для изготовления СКО-панелей для скоростного пассажирского катамарана. Ведется также разработка и изготовление облегченной лодки с применением этого материала.

В энергетике используются алюмоциркониевые провода для воздушных линий электропередачи; в автомобилестроении — алюминиевые диски и элементы для автомобилей, в том числе семейства Aurus: рычаги, поворотные кулаки, опоры двигателя, коробка, сам двигатель. В авиакосмической отрасли применяются аддитивные технологии и 3D-печать.

Развивается направление дорожной инфраструктуры. В настоящее время при содействии Алюминиевой ассоциации более 60 мостовых сооружений находятся в разной степени реализации, включая экспортные проекты пешеходных мостов, мосты по нацпроекту «Безопасные качественные автодороги», мост над железнодорожными путями и первый на континенте автомост. В регионах своего потребителя завоевали мостокомплекты. Они позволяют экономить региональные бюджеты благодаря низкой стоимости владения и длинному жизненному циклу.

— Какую роль в расширении возможностей использования высокотехнологичной алюминиевой продукции играет стандартизация?

— Стандартизация — инструмент развития качества и конкурентоспособности продукции. На протяжении долгих лет фонд стандартов, регулирующих алюминиевую продукцию, был заброшен и не пересматривался. С момента создания нашей ассоциации одним из первоочередных вопросов стало обновление стандартов.

Мы продолжаем их совершенствовать, следим за появлением новых продуктов из алюминия в разных отраслях экономики, отслеживаем весь путь продукта — от создания до выпуска и мониторинга его состояния. Просто выпустить стандарт на проектирование нового продукта в любой отрасли недостаточно, требуется изменение целого набора стандартов.

— Приверженность экономики страны ESG-повестке будет стимулировать применение алюминия и развитие его глубокой переработки?

— Выработка системы государственного стимулирования устойчивого развития, формирование системы зеленых госзакупок и развитие расширенной ответственности поставщика (РОП) — важные тенденции для алюминиевой промышленности.

В силу своих уникальных характеристик алюминий как конструкционный материал в наибольшей степени отвечает требованиям экономики замкнутого цикла. Его использование — неотъемлемая составляющая развития зеленых технологий как в строительстве, так и в возобновляемой энергетике, производстве электромобилей, упаковке.

Так, недавно при нашем участии в России был разработан и внедрен механизм РОП, направленный на стимулирование использования упаковки из перерабатываемых материалов, таких как алюминий. Мы подписали соглашение с «Лигой зеленых брендов», которая объединяет ведущие российские компании, внедряющие в свои бизнес-модели принципы устойчивого развития. Сектор рециклинг, созданный в ассоциации, объединяет компании, занимающиеся вторичной переработкой алюминия.

Предприятия отрасли не просто внедряют экологичные технологии — они осознают и свою ответственность за сохранение окружающей среды и климата и последние несколько лет вплотную занимаются внедрением принципов устойчивого развития.

Поделиться