Издержки бизнеса от проверок снизились в 10 раз за пять лет
За последние пять лет издержки бизнеса, связанные с проведением надзорных проверок, сократились в десять раз. Такой вывод был сделан по итогам нового исследования, проведенного Центром институционального развития контрольной деятельности при ЦСР. Авторы документа проанализировали, как меры по сокращению проверочной нагрузки повлияли на экономические показатели бизнеса и социальной сферы.
По словам заместителя гендиректора ЦСР Константина Никитина, исследование было направлено на оценку денежного выражения воздействия моратория на проверки и других факторов на экономическую ситуацию в стране. Важность данных в том, что они помогают понять, как изменения в законодательстве о контроле сказываются на финансовых показателях предприятий и социальных организаций.
Результаты показали значительное снижение финансовой нагрузки: если в 2019 году общая сумма издержек российского бизнеса от контрольных проверок достигала 336 млрд руб., то в 2022 она составила уже 35 млрд руб. Такая динамика связана в том числе с действием закона о контроле и мораторием на проведение проверок.
Новые правила контрольно-надзорной деятельности были введены в 2021 году. Тогда законом были введены единые базовые правила и принципы для всех видов контроля. Обязательным также стало применение риск-ориентированного подхода: проверку теперь нельзя проводить просто так, без очевидного риска нарушения бизнесом обязательных требований. Кроме того, с марта 2022 года в России действует мораторий на проверки бизнеса — кроме тех предприятий, чья деятельность связана с высоким риском причинения вреда экологии здоровью человека.
Среди всех отраслей экономики России торговля по-прежнему переживает наибольшее регуляторное давление: издержки предприятий, занимающихся оптовыми и розничными продажами, оцениваются почти в 4 млрд руб.
Исследование также затронуло различие в издержках между регионами России: так, стоимость одной надзорной проверки в Москве в среднем составляет 363 тыс. руб., тогда как в Нижегородской области — 248,7 тыс. руб. Такое расхождение обусловлено рядом факторов, включая уровень заработных плат и продолжительность проверок.