Как «Москвич» планирует углублять локализацию российского автопрома

Обновлено 22 марта 2024, 12:19

Возрожденная отечественная марка «Москвич» держит курс на увеличение доли локализации ключевых производственных процессов. В перспективе предприятие планирует выпускать автомобили на собственной платформе

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Российский автомобильный рынок после пробуксовки прошлого года набирает скорость. По прогнозам аналитического агентства «Автостат», по итогам 2023 года продажи новых машин в России превысят отметку 1 млн единиц, что на 60% больше, чем в 2022 году.

Активную позицию на авторынке занимают новые игроки, такие как возрожденная российская марка «Москвич».

Свою историю завод «Москвич» ведет с 1930 года. Автомобильное предприятие появилось на востоке столицы и сначала именовалось КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), затем МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), а позже получило наименование АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола). В 1946 году с конвейера сошли первые легковые автомобили Москвич-400. Машины следующих серий не только получили оригинальную конструкцию и технологии, но и стали советским брендом, известным как в республиках Союза, так и за рубежом.

Распад СССР и ликвидация советских производственных цепочек пагубно сказались на предприятии. После банкротства в 1998 году его мощности заняла французская Renault. В мае прошлого года этот иностранный производитель спешно покинул российский рынок, мэр Москвы решил сохранить завод и рабочий коллектив. Предприятие перевели на городской баланс, ему вернули историческое имя. Так начался новый этап развития «Москвича».

Точка сборки

Единственным возможным быстрым решением сохранить предприятие стал запуск крупноузловой сборки. При участии технологического партнера КамАЗ в рекордные для автомобильной отрасли сроки — менее чем за полгода — с конвейера начали сходить первые машины. Их выпуск был налажен фактически с нуля, поскольку бывший французский владелец не оставил в Москве ни технологий, ни конструкторской документации, ни комплектующих.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Сейчас предприятие выпускает три модели. Флагман — городской кроссовер Москвич 3 — вместительный и практичный автомобиль с бензиновым турбированным полуторалитровым двигателем с высоким крутящим моментом. Также со столичного конвейера сходит электромобиль Москвич 3е — экологичный и динамичный электрический кроссовер с пиковой мощностью 193 лошадиных силы и запасом хода до 410 км. Осенью этого года завод наладил выпуск вместительного лифтбека Москвич 6. Этот автомобиль комплектуется на выбор двумя вариантами мотора (мощностью 136 или 174 лошадиные силы), а также либо автоматической трансмиссией CVT (вариатором) либо шестиступенчатой роботизированной коробкой передач.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Москвич 6»

Крупноузловая сборка на «Москвиче» сегодня состоит из нескольких этапов. Сначала на склад завода поступают так называемые машинокомплекты. Это частично собранные кузова, но они еще не оснащены силовой установкой. Двигатели и коробки передач завозятся и собираются отдельно. Также в специальных контейнерах приходят элементы электрики, выхлопная и отопительная системы, бензобак, колеса и другие детали.

Все эти компоненты сортируются, проверяются на отсутствие дефектов, на этой стадии новый автомобиль получает уникальный VIN-номер. Далее работа идет в цеху сборки. Длина его основного автоматического конвейера — 480 м, он состоит из трех линий. В начале первой установлен лифт, на котором кузова из логистического терминала опускаются со второго этажа и поступают на напольный конвейер. Здесь они постепенно обрастают всеми необходимыми деталями. Ключевой этап сборки на заводе называют «свадьбой»: в этой точке конвейера происходит соединение верхней и нижней части кузова.

Особое внимание на предприятии уделяют проверке качества. Она осуществляется по специально разработанному стандарту оценки качества «Москвич», включающему в себя сразу несколько методик.

Во-первых, сразу после получения все машинокомплекты проходят зону проверки. Во-вторых, на линиях главного конвейера работают специальные посты проверки, которые контролируют проведение всех ключевых работ. В-третьих, каждый готовый автомобиль многократно тестируется. В частности, происходит проверка тормозной системы, работы бортового освещения, машины проходят стенды развала-схождения, в специальной душевой камере проверяется герметичность кузова. Автомобиль также прогоняется на различных видах дорожного покрытия, трек для этого расположен прямо под заводским сборочным цехом.

Выборочно автомобили проверяют уже по 400 пунктам. Речь идет, например, о тесте в городе в режиме реальной эксплуатации с разгонами и торможениями. Созданная на «Москвиче» система управления качеством соответствует международному стандарту управления качеством ISO 9001:2015, отмечают на предприятии.

Курс на локализацию

Еще в прошлом году руководство завода «Москвич» определило три основных этапа развития производства:

— I этап. Автомобили собираются крупноузловым методом;

— II этап. Параллельно с крупноузловой начинается мелкоузловая сборка;

— III этап. На заводе организуется производство электромобиля из основных российских компонентов.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Основной документ, регламентирующий сегодня локализацию выпуска автомобилей в России, — постановление правительства РФ 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». В нем за каждую технологическую операцию (например, сварку, окраску, штамповку и др.) производителю присваивается определенное количество баллов. Чем больше баллов, тем больше льгот и преференций, на которые производитель в перспективе вправе рассчитывать.

В соответствии с правительственным регламентом на заводе «Москвич» развиваются работы по локализации компонентов. Первым шагом в этом направлении стало использование части аксессуаров и различных технических жидкостей, которые производятся в России. Это, в частности, моторное масло, коврики, комплект «ЭРА-ГЛОНАСС», щетки стеклоочистителей и т.п. Также на предприятии работают над еще большей адаптацией комплектаций моделей к российским условиям. Речь идет, к примеру, о добавлении в начальных версиях важных для российских клиентов опций, таких как подогрев сидений, обогрев стекол и зеркал заднего вида.

В ближайшие месяцы локализация на предприятии будет углубляться. Уже объявлено, что в 2024 году «Москвич» будет производить мелкоузловую сборку. В рамках этого производственного процесса будет дан старт работе цехов сварки и окраски. В настоящее время на предприятии полным ходом идет подготовка соответствующего оборудования, проводятся тесты, уточняют на предприятии. Уже сварены и окрашены первые кузова, для этого было настроено специальное современное оборудование.

Растет и дилерская сеть производителя. За год присутствия на рынке у «Москвича» уже есть партнерские салоны и станции технического обслуживания по всей стране: сейчас это 82 центра в 52 городах совокупно в 45 субъектах России.

Планы на будущее

В обозримом будущем автомобили Москвич должны достигнуть высокого уровня локализации. В рамках долгосрочной стратегии предприятие активно ведет разработку автомобилей на собственной платформе. Здесь особое внимание уделяется новому семейству моделей на электрическом ходу.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Платформа Москвича будет включать в себя отечественную компонентную базу: это такие ключевые элементы, как электродвигатель, батареи, редуктор. «Проект в активной разработке, мы уже собрали команду профессионалов, которые ежедневно работают над решением этой задачи», — говорит коммерческий директор автозавода «Москвич» Александр Мигаль. По его словам, у «Москвича» уже есть помощь и поддержка со стороны партнеров, обладающих необходимыми компетенциями и наработками, что способствует сокращению сроков разработки.

Залогом успеха проекта является и тот факт, что правительство РФ работает над созданием пула производителей автомобильных компонентов, что позволит «Москвичу» достигнуть технологической независимости и обеспечить высокий уровень локализации, а также внедряет меры поддержки отечественных поставщиков, добавляет Александр Мигаль. Завод «Москвич» станет заказчиком передовых технологий для многих отраслей, резюмирует эксперт.

Реклама. Акционерное общество «Московский автомобильный завод «Москвич», erid: 4CQwVszH9pWupRhyuNX

Поделиться