Что делает из врача эффективного менеджера
Каким должен быть управленец в системе здравоохранения, рассказала директор Центрального института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Ольга Кобякова.
Грамотные управленцы в здравоохранении востребованы всегда и в любой стране мира. Россия — не исключение, однако правильнее будет говорить не столько о количественной потребности, сколько о профессионализме руководителей сферы здравоохранения.
В нашей стране, как во многих других, исторически сформировалась практика, когда вновь назначаемые руководители в сфере здравоохранения разного уровня — специалисты с высшим медицинским образованием. И это правильно.
Более того, законодательно предусмотрено, что должность главного врача, например, требует высшего медицинского образования. Для руководителя системы регионального здравоохранения это не обязательное требование, однако большинство региональных министров здравоохранения в России имеют высшее медицинское образование, в основном по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» или «стоматология». Такие данные были получены в результате ежегодного исследования ЦНИИОИЗ Минздрава России «Портрет регионального министра». В этом году в нем приняли участие 86 представителей исполнительных органов власти субъектов РФ.
Откровенно сказать, опытный врач и хороший управленец — это не синонимы. Более того, зачастую действительно выдающиеся врачи не стремятся к карьере руководителя, они этого просто не хотят, что абсолютно нормально.
В начале управленческого пути в статусе главного врача новоиспеченному руководителю необходимы профессиональные компетенции, выходящие за пределы его медицинской практики. На такой должности нужно разбираться в экономике здравоохранения, ориентироваться в правовом поле, владеть навыками управления персоналом медицинской организации, публичных выступлений. Необходимы эти умения и навыки и для последующего развития карьеры.
Если мы говорим о руководителе регионального здравоохранения, здесь, соответственно, и навыков должно быть больше, и опыта. Согласно исследованию, региональный министр здравоохранения, как правило, с более чем пятилетним опытом работы в должности главного врача и четырехлетним стажем работы в региональном минздраве. Треть участников исследования прошли путь от главного врача до министра здравоохранения, проработав в практической медицине от пяти до десяти лет. Такой карьерный путь позволяет получить именно те компетенции в предметной области, что необходимы для эффективного управления отраслью. Кроме того, по сравнению с данными за прошлые годы растет число региональных министров, которые прошли обучение по специальности «организация здравоохранения»: в этом году таких уже 86 против 55% в 2021-м.
Значение имеет и способность управленца влиться в работу: на новом месте ему нужен как минимум год, чтобы со всеми познакомиться, проехать по районам, пообщаться с медицинскими работниками, своими глазами увидеть инфраструктуру. Только после того как новый министр вникнет в ситуацию, от него можно требовать результатов. Поэтому важно, чтобы люди работали на местах более длительное время.
По этому направлению заметна положительная динамика. За последние три года в системе управления региональной системой здравоохранения наблюдается сокращение темпов ротации кадров. Значительно уменьшилось число региональных министров, которые занимают должность менее одного года. Сейчас таких руководителей всего 12, два года назад их было 43. Это говорит о том, что система управления здравоохранением в регионах становится более стабильной.
При этом необходимо учитывать, что регионы России значительно различаются, начиная от климата и заканчивая плотностью и уровнем жизни населения. В то же время перед организаторами здравоохранения во всех уголках страны стоят одинаковые цели и задачи. Те, кто справляется с ними успешнее, могут и должны делиться своими наработками с другими. Для этого в сфере здравоохранения и среди управленцев необходимо выстраивать горизонтальное взаимодействие.
Ряд проектов ЦНИИОИЗ направлены как раз на развитие такого взаимодействия. Например, участники «Клуба министров здравоохранения», региональные руководители отрасли и их заместители, ежемесячно в очном или заочном формате в закрытом режиме разбирают наиболее актуальные для регионов вопросы. Это сообщество, в котором коллеги делятся не только своими проблемами, но и наработками.
Формат для управленцев в системе здравоохранения уникальный и не единственный. Программы «Школа главного врача» и «Школа руководителя МИАЦ», предлагаемые нашим институтом, сконцентрированы конкретно на отраслевых профессиональных компетенциях — инструментах стратегического планирования в сфере здравоохранения, основах процессного управления в медицинских организациях, управлении на основе данных, цифровой трансформации отрасли, менеджменте правовых рисков, экономике и финансировании медицинской организации. Мы также добавили в эти модули гибкие навыки: развитие деловой коммуникации, личностное развитие, управление персоналом и формирование корпоративной культуры.
Строго в очном формате под патронажем Минздрава России и с личным участием министра здравоохранения Михаила Мурашко проводятся мероприятия для вновь назначенных министров в рамках проекта «Школа молодого министра». Он помогает управленцам с небольшим стажем получить ответы на возникающие вопросы, чтобы те увереннее чувствовали себя на новом рабочем месте.
В 2021 году запущена «Кадровая платформа организаторов здравоохранения»: для сообщества более чем 2 тыс. человек, которые хотят развивать свои компетенции, организовано множество разнообразных образовательных активностей, обеспечено горизонтальное взаимодействие и создана целая экосистема для развития навыков эффективного управления в системе здравоохранения.
Важной частью межрегионального взаимодействия служит работа на деловых площадках. Например, на конгрессе «Национальное здравоохранение-2023» подводятся итоги работы, презентуются лучшие региональные практики, которые затем масштабируются в другие субъекты. Очные встречи участников отрасли на таких мероприятиях играют важную роль в выработке практических предложений и способствуют оперативному решению актуальных вопросов.