Зачем сегодня получать MBA в странах Востока

Обновлено 10 ноября 2023, 07:57
Unsplash.com
Фото: Unsplash.com

Россияне все чаще интересуются получением образования в ведущих азиатских бизнес-школах. В сравнении с западноевропейским или американским MBA сейчас это зачастую оказывается и дешевле, и удобнее

Профессиональные консультанты, помогающие нашим соотечественникам получить образование за рубежом, отмечают устойчивый рост интереса к азиатским бизнес-школам примерно с 2018–2019 годов. Одной из причин возникновения этого тренда они считают существенное изменение деловых отношений России с Западом, с одной стороны, и Востоком, прежде всего — Китаем и странами АТР, с другой, говорит Ирина Следьева из агентства «АкадемКонсалт».

Режим экономических санкций по отношению к российским игрокам, возникший в 2014 году, но какое-то время воспринимавшийся как временный и ориентированный на отдельные исключения, к 2018 году стал восприниматься как системный и долгосрочный: в июле того года конгресс США принял новый закон о санкциях против России, который придал существовавшей санкционной системе рамочный характер, что предполагало ее распространение на все новые российские компании в самых разных секторах экономики. И профессиональные управленцы стали искать альтернативы.

Азиатская новация

Практическая переориентация соискателей MBA на Восток стартовала пять лет назад. «Если в 2019 году соотношение наших клиентов, выбирающих западные и восточные MBA-программы, составляло 90/10, то сейчас оно стало 70/30, — рассуждает Ирина Следьева. — Думаю, что через несколько лет мы увидим еще большую долю Азии». Фактор — возможность сотрудничества с этими странами и большая легкость профессиональной реализации, добавляет эксперт: «В пользу устойчивости этого тренда говорит и то, что увеличение спроса на азиатское образование до соотношения 70/30 наблюдается по всем нашим программам, включая подбор университетов для бакалавриата».

Косвенно нарастание интереса к азиатскому бизнес-образованию подтверждают и в российских бизнес-школах. Директор MBA, Executive MBA и магистерских программ Школы управления «Сколково» Булат Нуреев пока не видит значительного индивидуального спроса на программы МВА в азиатских бизнес-школах и считает, что сначала должно сформироваться институциональное предложение — ведущим российским бизнес-школам предстоит создать совместные программы с азиатскими партнерами. При этом уже сейчас программы Skolkovo MBA и Executive MBA организуют международные модули в Китае, Индии, ОАЭ, в планах также — Бразилия и ЮАР. Обновленная осенью 2023 года программа МВА в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ также предполагает проведение выездного модуля в Китае.

Возможность профессиональной реализации — не единственная причина, по которой Восток привлекает соискателей степени МВА. В последние годы в азиатских бизнес-школах значительно увеличилось число программ, преподаваемых на английском языке, уточняет Ирина Следьева. Также произошло резкое повышение их позиций в мировых рейтингах. Если в 2000 году азиатские бизнес-школы отсутствовали в топ-50 авторитетного рэнкинга Financial Times Global МВА, то в текущем году их насчитывается девять — восемь чисто азиатских и одна смешанная франко-сингапурская от Insead.

Азиатские бизнес-школы в топ-50 рейтинга Financial Times (2023 год)

Другим значимым фактором представляется стоимость обучения. Азиатский регион пока предлагает многие программы существенно дешевле американских и западноевропейских. Например, плата за обучение по двухдипломной программе МВА в шанхайской Fudan University School of Management, совместной с американскими университетами MIT, Yale или канадским Schulich, составляет приблизительно $68 тыс. за все два года, обучение же на МВА в самой массачусетской MIT Sloan стоит $84 тыс. в год.

Западная классика

Рост популярности восточного бизнес-образования не означает полного отказа от западных бизнес-школ, даже несмотря на сложности с получением виз, логистикой и оплатой. Большая часть клиентов консалтинговых агентств по-прежнему отправляется в англоязычные страны — США, Канаду, Великобританию, Австралию и так далее.

Ирина Следьева, уже 28 лет работающая на этом рынке, выделяет четыре этапа целеполагания россиян в выборе образовательных западных локаций: «В конце 1990-х годов о МВА в России еще не знали, но магистратуру на Западе выбирали, чтобы получить прикладное знание и реальные навыки, не из учебников, а из индустрии — у нас программы преподавались теоретиками». В начале нулевых в России был экономический бум, зарплаты росли, инвесторов было много, открывались международные компании, и многие хотели получить МВА за рубежом, чтобы потом вернуться в Россию, где карьеры строились гораздо быстрее, чем в Европе, а в иностранных компаниях здесь такой диплом сразу давал преимущество по позиции, продолжает она. В конце нулевых рынок перестал развиваться так стремительно, люди начали ориентироваться на опыт жизни в другой стране, получение второго диплома «на всякий случай», зарубежный нетворкинг. И лишь в последние четыре года возник мотив получения вида на жительство, добавляет Следьева.

Получение образование сейчас остается одним из редких вариантов обустройства за рубежом, включая англоговорящие страны, — через последующее получение рабочей визы. «Большинство выбирающих очные программы full time делают это, чтобы потом работать по месту учебы, — утверждает Ирина Следьева. — В 16 странах, куда мы постоянно помогаем зачисляться на МВА, замена студенческой визы на рабочую происходит довольно легко для тех, кто отучился там как минимум один год, за исключением США и Китая, где есть свои ограничения».

При этом растет спрос на «наборный» формат программ с модулями в разных странах. По словам Следьевой, зачастую люди не хотят привязываться к одной стране, потому что не очень понимают, где они видят себя после MBA по локации: «В какой именно индустрии они хотят работать, когда идут на МВА, понимают хорошо, а в какой стране жить — нет». Единственным исключением является Китай: как правило, люди в данном случае заранее ориентированы на работу с КНР, констатирует эксперт.

Российская специфика

Рост интереса к азиатским программам МВА и сохранение его по отношению к «классическому» западному образованию не означает отсутствия возможности для развития отечественных бизнес-школ. И в первую очередь это связано с актуальностью содержания бизнес-образования.

В азиатских бизнес-школах очень мало национальной специфики, они практически скопировали модель западных бизнес-школ, считает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Сергей Филонович. Само их повышение в международных рейтингах прежде всего означает соответствие их программ западным стандартам, в частности требованиям британской AMBA, американской AACSB и европейской EFМD. Если и на Западе, и на Востоке преподают приблизительно одно и то же, это означает, что выбор между западными и восточными бизнес-школами определяется не содержанием программ, а внешними по отношению к ним условиями — перспективой трудоустройства, привлекательностью страны, стоимостью.

Российские бизнес-школы могут предложить здесь конкурентное содержание программ. Во-первых, ответом на актуальный запрос, на то, что нужно здесь и сейчас. Например, по словам Булата Нуреева, Школа управления «Сколково» сейчас видит большой спрос на образовательные программы для тех менеджеров, которые в кризисной ситуации стремительно вышли на топ-позиции в своих корпорациях и не успели сформировать необходимый набор навыков.

Во-вторых, это расширение кругозора и формирование soft skills, «гибких навыков». Сейчас люди приходят на программу МВА, зная о менеджменте гораздо больше, нежели 15 лет назад, говорит Сергей Филонович: «И в этом смысле они, уже имея опыт, гораздо более требовательны. Если раньше приходили за готовыми рецептами, то сейчас приходят те, кто уже понимает, что никаких рецептов нет — «черные лебеди» летают стаями». Такие специалисты реально ощущают потребность в soft skill — это направление мы усиливаем и на МВА, и на General Management Program, преподавая и теорию переговорного процесса, и коммуникацию, и эмоциональный интеллект, резюмирует Филонович.

Поделиться
Авторы
Теги