Почему доминирование Китая делает эффективным российский лизинг
Какие точки опоры с учетом экспансии китайских автомобилей и спецтехники сегодня есть у игроков рынка автолизинга и их клиентов — рассказала генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова
— Какие главные тренды сегодня характеризуют российский рынок автолизинга?
Говоря о трендах, я бы разделила этот год на два периода. Первый период с января по август характеризовался интенсивным ростом доли китайских производителей на российском автомобильном рынке. Их продукция в нашем портфеле по итогам девяти месяцев составила более 62%, что в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период 2022-го. Качество предложения лизинговых компаний, соответственно, зависело от того, насколько успешно они могут работать с производителями и поставщиками китайской продукции и удовлетворять запросы клиентов на технику этих брендов. Нам это удалось. Причем рост был преимущественно за счет грузовой техники, которая в первом полугодии сделала около 57% всех наших продаж.
Начиная с августа риторика поменялась. Мы наблюдали, как ставка Центробанка России выросла с 8,5% годовых в июле до 12% в августе и затем до 13% в сентябре. Кроме того, с 1 августа повысился утилизационный сбор на ввозимые в страну автомобили. Также в августе произошел самый большой за девять месяцев этого года скачок курса юаня к российскому рублю: в июле максимальная стоимость китайской валюты составляла около 12,8 руб. за юань, а в августе — уже почти 13,9 руб. Эти факторы привели к существенному удорожанию автотранспорта (в первую очередь импортируемой из КНР продукции) и, как следствие, к снижению спроса. Компенсационной мерой отчасти стало дофинансирование программы льготного лизинга колесной техники, рассчитанной на 2023 год, в объеме 7,8 млрд руб. Но субсидия улучшила условия приобретения автотранспорта и техники только отечественных марок и одного китайского бренда — Haval.
Вследствие изменений на рынке доля продукции Китая с августа пошла на спад. С пиковой величины 70,17% в июле она сократилась почти на 11 п.п. в сентябре. Как коррелируется рост цен со спросом, можно наглядно проследить на примерах моделей, которые сильнее других выросли в цене. Так, удорожание на 1,1 млн руб. востребованного нашими клиентами внедорожника Tank 500 привело к сокращению доли продаж этой модели с 3% в июле до 2,4% в августе. В связи с высоким интересом лизингополучателей к марке, которая входит в десятку самых популярных в легковом сегменте, спрос в сентябре восстановился.
В условиях роста цен часть потребителей делают выбор в пользу бюджетных вариантов, преимущественно в пользу продукции российского автопрома. Причем этот тренд касается как легкового, так и грузового сегмента, доля отечественной техники в котором выросла за два месяца почти на 8 п.п.
Спад тренда на Китай, по нашему мнению, сможет компенсировать выход на рынок большого количества новинок. В этом году в легковом сегменте уже появилось более десятка новых китайских брендов, включая суббренды. К запуску в 2023–2024 году готовятся более 15 марок, каждая из которых заберет определенный кусок от общего «пирога». Эксперты «Автостата» подсчитали, что с августа до конца года производители КНР запустят продажи в России 46 новых моделей. Это весомая цифра. Производители и дистрибьютеры грузовой техники также активно презентуют и организуют поставки новых моделей.
В целом рынок автолизинга сейчас переживает очередной виток турбулентности. Остается неизменным только тренд на скорость оказания услуги финансирования и технологии. Лизингополучатели хотят, чтобы процесс оформления автотранспорта в лизинг был быстрым и простым, что возможно обеспечить только с опорой на онлайн-решения.
— Что происходит с предложением лизинговых компаний? Хватает ли качественных седанов, фургонов и тягачей, чтобы удовлетворить спрос?
Все ниши, освободившиеся после ухода крупных зарубежных импортеров в прошлом году, на сегодня в той или иной степени освоены. Если раньше мы могли говорить о дефиците легковых автомобилей в премиальном сегменте, нехватке легких коммерческих автомобилей, седанов класса D или седельных тягачей, то теперь рынок в этих категориях заполнился продукцией китайского автопрома, производимой из комплектующих и по стандартам европейских концернов, а также российской техникой. Лизинговые компании активно работают над совместными программами с брендами и с поставщиками, что позволяет предлагать клиентам хорошие скидки.
— Доступны ли для оформления в лизинг марки других стран, кроме Китая и России?
Доли других стран во всех сегментах очень малы. В нашей лизинговой компании топ-5 популярных марок новой техники стал уже полностью российско-китайским. За первенство в легковом сегменте с лидером отечественного автопрома соревнуются Geely, Chery, Exeed и Haval. В категории грузовой техники соотношение сил такое же: четыре представителя КНР (FAW, Shacman, Sitrak, Howo) и одна отечественная марка. Сегмент LCV вплотную освоили российские производители, а сегмент спецтехники — китайские компании.
Если говорить о субтрендах, то растут доли марок таких дружественных стран, как Турция и Индия. В категории специальной техники, например, у наших клиентов популярны бренды Çukurova, Rigor, с которыми мы реализуем совместные программы. Так, доля турецкой марки Çukurova в сегменте в этом году выросла в 2,4 раза, а Rigor — почти в 22 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.
— Есть ли в текущих реалиях перспективы у электромобилей на российском рынке?
Доля электромобилей в лизинге по-прежнему не очень высокая, хотя стоит отметить, что за девять месяцев этого года мы реализовали в 4,9 раза больше транспортных средств с электродвигателями, чем за весь прошлый год. Безусловные лидеры продаж — Evolute и Voyah. Несмотря на разницу в цене в несколько миллионов рублей, по количеству переданных клиентам автомобилей эти бренды оказались примерно на одном уровне. Большой популярностью у предпринимателей также пользуются марки Hongqi и Zeekr. Ниша электромобилей в ближайшее время пополнится несколькими новыми китайскими моделями, с этим связаны перспективы дальнейшего роста данного сегмента.
— Изменились ли за последний год приоритеты и предпочтения клиентов?
Приоритет номер один для клиентов — это цена. Номер два — возможность быстро получить транспортное средство и начать его эксплуатировать. Значимость этих факторов не изменилась, но клиенты стали более требовательными к скорости заключения сделки и поставки транспортного средства, так как рынок лизинговых услуг развивается и наращивает темпы обслуживания.
Если говорить об изменении предпочтений клиентов, то китайские новинки стали для многих желаемыми и долгожданными. Моду на них ввели удачные премьеры кроссоверов Exeed VX и Omoda C5. Сейчас с уверенностью можно сказать, что если новинка нашла отклик у целевой аудитории, то спрос на нее будет в меньшей степени зависеть от колебаний цены.
— Как вы оцениваете результаты исследования рынка лизинга «Эксперт РА» по итогам первого полугодия?
Результаты исследования рынка для нас вполне предсказуемы. Выводы «Эксперт РА» полностью соответствуют вектору развития компании «Газпромбанк Автолизинг»: локомотив роста нового бизнеса — подсегмент китайских грузовиков.
Итогами своей работы за первые шесть месяцев года мы очень довольны: первоначальный план продаж был выполнен на 215%. За полгода, согласно данным наших аналитиков, мы привлекли самый большой объем нового бизнеса на рынке по направлению «автотранспорт и спецтехника» — 159 млрд руб. (с НДС). Прирост к первому полугодию 2022 года составил более 182% (в 3 раза) и был обеспечен в основном за счет грузовой техники.
— А как сказываются изменения в российской экономике на планах вашей компании?
Наша компания на рынке уже пять лет, и за это время мы научились быть надежной опорой для бизнеса клиентов при любых рыночных условиях. Актив компании на сегодня — это лизинговый портфель 400 млрд руб., высокий индекс лояльности клиентов, штат из 2 тыс. сотрудников в 70 городах по всей России, дополнительные сервисы (топливная программа, помощь в дороге, услуги страхования), цифровые продукты и, главное, желание не останавливаться на достигнутом. Например, в этом году мы запустили первый настоящий лизинговый маркетплейс, где приобрести автомобиль так же просто, как заказать товары в интернете. Помимо этого, работали над созданием эффективного инструмента для поиска транспортных средств и совсем недавно выпустили первую версию агрегатора, который позволяет нашим менеджерам быстро и эффективно находить любой автомобиль под запрос клиента.
В целом сейчас мы делаем основные ставки на внедрение технологий, адаптацию бизнес-процессов под меняющиеся условия рынка, экспертизу и кадры.
Мы умеем очень быстро подстраиваться под изменения ситуации на рынке и в текущих условиях так же, как и всегда, будем отталкиваться от запроса клиента. С учетом принятых мер господдержки можно ожидать подъема спроса на отечественные марки, включенные в программу льготного лизинга колесной техники Минпромторга РФ. Наша компания — один из провайдеров этой программы, и мы будем в полной мере участвовать в ее реализации. На льготные автокредиты и лизинг, а также на поддержку производителей газомоторной техники в следующем году планируются заложить 17,3 млрд руб. Если такой объем финансирования будет одобрен, высокий приоритет задачи по реализации техники с привлечением субсидированных средств сохранится и в течение всего следующего года.
Кроме того, как в этом, так и в следующем году нам предстоит работать с большим объемом предложения от китайских производителей. То есть в глобальном смысле тактика ведения бизнеса не изменится.