Какие отрасли в России переходят на беспилотники

Отрасли берут на вооружение беспилотники

Обновлено 18 октября 2023, 10:59
Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia

Развитию рынка беспилотников и росту инвестиций в отечественные решения будут способствовать совершенствование регулирования, создание прозрачных правил применения БПЛА и поддерживающей инфраструктуры.

По оценкам Drone Industry Insight, объем мирового рынка беспилотных авиационных систем (БАС) для применения в коммерческом секторе будет расти в среднем на 9,4% в год — с $26,3 млрд в 2021 году до $41,3 млрд в 2026-м. При этом агентство Grand View Research прогнозирует рост объема всех сегментов глобального рынка дронов к 2025 году до $84 млрд, а Huawei — до $200 млрд к 2027 году. На российский рынок дронов, согласно исследованию Huawei, приходится 4% от мирового.

Объем производства дронов в России по итогам 2022 года в Gaskar Group оценивают в 14 млрд руб. и прогнозируют среднегодовой темп роста в 20–25%. Количество произведенных БАС коммерческого назначения в России за прошлый год выросло на 20%, по данным ассоциации «Аэронекст».

Рынок коммерческих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на 2023 год, по оценкам заместителя генерального директора по развитию бизнеса холдинга Т1 Алексея Волынкина, составляет примерно 4–5 млрд руб.

В России недавно была создана специальная правительственная комиссия по вопросам развития беспилотных авиационных систем. В ее зоне ответственности в том числе поиск оптимальных решений для организации разработки, производства, сертификации и эксплуатации беспилотников, средств защиты от их противоправного применения, подготовка профильных специалистов, обеспечение интеграции БПЛА в воздушное пространство. Ключевыми задачами отрасли сегодня являются локализация производства, разработка прорывных технологий и элементной базы, формирование кластерных площадок производства БАС и наземной инфраструктуры, а также переход на цифровизацию организации воздушного движения, следует из постановления правительства РФ (№ 190 от 09.02.2023).

Расширение применения

В коммерческом секторе наибольший объем работ с применением БАС приходится на нефтегазовый сектор, энергетику, агрокомплекс и капитальное строительство, следует из отчета ассоциации «Аэронекст» «Предварительные итоги 2022 года для рынка беспилотной авиации в России». Чаще всего беспилотники применяются для мониторинга нефте-, газопроводов и электросетей (40%), опрыскивания растительных культур в агрокомплексе (20%), а также для световых шоу — 12%.

Самый быстрорастущий сегмент применения БАС — сельское хозяйство с темпами роста выше 25% в год, по данным отчета «Аэронекста». Сельскохозяйственные миссии смогут занять более 40% от всего беспилотного рынка, по оценкам «Флай Дрона». Стимулировать это направление будут в том числе вводимые государством послабления в части регулирования полетов агродронов, считает основатель и генеральный директор компании «Флай Дрон» Никита Данилов.

Спрос на съемку и мониторинг с помощью БАС различных объектов, по его словам, поддерживается со стороны ряда госструктур, например МЧС, а также компаний из ТЭК и транспорта.

В 90% случаев БАС в коммерческом секторе применяются для автоматизированного мониторинга, то есть для съемки земной поверхности при помощи различных сенсоров, отмечает генеральный директор Gaskar Group Игорь Афанасьев: «В отличие от данных со спутника БАС дают более качественные изображения и позволяют создавать более точные планы местности. При этом инспектирование объектов можно осуществлять дистанционно в режиме реального времени, не останавливая ход работ».

Промышленный разбег

Мониторинг инфраструктуры с помощью беспилотников проводят сегодня «Газпром» и «Газпром нефть», «Роснефть», НОВАТЭК.

БАС в промышленности, по словам Игоря Афанасьева, берут на себя работы, которые несут риск для жизни и здоровья людей, например съемку с высоты птичьего полета или в условиях сложного ландшафта.

Беспилотники оптимизируют процессы добычи, улучшают безопасность на производстве и контроль производственных процессов, говорит Алексей Волынкин.

Так, применение беспилотников позволяет на 70% сократить длительность работ по обследованию магистральных газопроводов, следует из данных «Газпрома», приведенных в отчете «Аэронекста». Удельная стоимость работ обходится в три раза дешевле, а время обнаружения нарушений на трубопроводах компании благодаря БПЛА сократилось с нескольких дней до нескольких часов.

«Газпром нефть» использует БАС для проведения геофизических исследований. Компания на протяжении более трех лет внедряет в бизнес-процессы беспилотный транспорт разного типа. Наибольший интерес для бизнеса представляют технологии оптимизации складских операций и доставки грузов, рассказали в пресс-службе «Газпром нефти»: «В 2021 году мы первыми в нефтегазовой отрасли запустили регулярные перевозки промышленных грузов беспилотным наземным транспортом». В прошлом году совместно с партнерами компания также протестировала первую российскую систему дистанционного управления речными судами.

По оценкам «Газпром нефти», полномасштабное внедрение беспилотных грузоперевозок может сократить операционные затраты промышленных компаний на логистику на 30%.

Беспилотный транспорт снижает зависимость логистики промышленных компаний от удаленности объектов и сезонности, что повышает скорость доставки и объемы грузоперевозок, говорят в компании.

Потенциал для логистики

С учетом сложной транспортной связанности отдельных территорий (до 28 тыс. населенных пунктов в стране не соединены дорогами, а строительство инфраструктуры не всегда возможно по природно-климатическим условиям) БАС в целом решает накопившиеся логистические задачи, отмечают в холдинге Т1. «Беспилотники могут оптимизировать маршруты доставки и улучшить общую эффективность отрасли», — говорит Алексей Волынкин.

В 2025–2030 годах доставка при помощи дронов будет осуществляться лишь в труднодоступных районах, а в дальнейшей перспективе беспилотники обеспечат доставку последней мили в городах, считает Никита Данилов. Это, по его словам, потребует создание маршрутной сети, наземной инфраструктуры для наблюдения за БПЛА, а также взлетно-посадочной и обслуживающей инфраструктуры.

В ближайшем будущем автоматизация управления дронами с использованием искусственного интеллекта, по словам эксперта, снизит стоимость таких услуг, повысит эффективность логистических схем с использованием беспилотников.

По прогнозам авторов отчета «Аэронекста», объем рынка почтовых перевозок с помощью БАС к 2035 году в России составит 95 млрд руб., а годовой объем грузоперевозок — до 550 млрд руб.

Строительная точность

В строительстве беспилотники обеспечивают высокую точность и пространственное разрешение получаемых данных до 2 см, а также одновременный контроль за ходом строительства и соблюдением безопасности на объекте без увеличения стоимости работ. При этом стоимость работ по сравнению со стандартной геодезической съемкой снижается в несколько раз, отмечают авторы «Аэронекста».

Например, «Газпром» с 2021 года выполняет аэромониторинг свыше 50 объектов капитального строительства на постоянной основе. РЖД с прошлого года применяют аэромониторинг при реконструкции и модернизации Байкало-Амурской магистрали. Департамент строительства города Москвы на протяжении последних четырех лет использует БПЛА для мониторинга всех строек города, что обеспечивает более точные сроки сдачи объектов и своевременное реагирование на внештатные ситуации.

Мониторинг хода строительства Международного медицинского кластера в Сколково велся с помощью беспилотных технологий Gaskar Group (входит в единый цифровой контур ГК «Аметист Групп»), рассказал Игорь Афанасьев: онлайн-трансляции для получения оперативной информации и аэрофотосъемка для оценки выполненных работ были организованы на основе автономной роботизированной станции базирования дронов. Это, по словам эксперта, позволило оптимизировать затраты на пилотирование и сократить сроки выполнения задачи с пяти до одного дня.

Драйверы для развития

Новые правила управления, регистрации и движения БАС, которые вступают в силу в сентябре 2023 года, должны упростить использование дронов в коммерческом секторе. При этом основными сдерживающими факторами для роста отрасли БАС остаются регуляторные ограничения и непроработанная нормативно-правовая база, говорит Никита Данилов.

Текущие авиаправила сильно ограничивают эксплуатацию БАС в едином воздушном пространстве с пилотируемыми воздушными судами, поясняет эксперт рынка НТИ «Аэронет» Михаил Карпенко. Кроме того, по его словам, каждый производитель изготавливает БАС из уникальных комплектующих, которые впоследствии должны быть сертифицированы, как и БАС целиком. Нужны отечественные унифицированные решения для их разработки, что существенно снизит стоимость и сроки производства, а также повысит качество устройств.

Для развития рынка БАС нужны системный подход и безопасное цифровое воздушное пространство с последующим выводом человека за контур управления беспилотным авиатрафиком, считает заместитель генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» (компания — участник рынка НТИ «Аэронет») Зарина Хубежова. В частности, уже реализована и развивается цифровая платформа информационного обеспечения полетов, в которую интегрированы дроны производства ведущих российских разработчиков и аппараты зарубежных компаний.

«Беспилотники будут выполнять существенную часть работ во многих отраслях — медтех, фудтех, ЖКХ, транспорт, логистика, мониторинг критической инфраструктуры — после внедрения соответствующих технологий», — прогнозирует Зарина Хубежова.

По ожиданиям Gaskar Group, наибольший рост применения БАС будет в геодезии, строительстве, инспекции зданий и энергетических установок, в сельском хозяйстве и деятельности экстренных и аварийных служб.

Развитию беспилотных технологий для промышленности в России будет способствовать повышение спроса на эти услуги со стороны компаний, а также развитие инфраструктуры для тестирования и применения транспорта, считают в пресс-службе «Газпром нефти».

Популяризация отрасли, госинвестиции и либерализация законодательства в области лицензирования беспилотного авиастроения, сертификации БПЛА и согласования полетов будут способствовать развитию российского рынка дронов и привлечению в отрасль частных инвестиций, говорит генеральный директор компании «Клеверкоптер» (участник рынка НТИ «Аэронет») Сергей Гусев.

По оценкам Минпромторга РФ, к 2030 году рост рынка БАС ожидается до 180 тыс. устройств, доля российского оборудования при этом достигнет 70%.

Поделиться