Как проходит импортозамещение на рынке юридических услуг
Юридический рынок: уйти нельзя остаться
За год после ухода из России всех иностранных правовых компаний на рынок вышли сразу более 20 новых российских юрфирм. Однако говорить, что от этого отечественный бизнес только выиграл, пока преждевременно.
Вечный спор о значимости ильфов и рульфов (иностранных и российских юридических компаний) для российского рынка разрешился естественным путем: из России в первом квартале прошлого года в одночасье ушли абсолютно все зарубежные юрфирмы. Разрыв носил молниеносный и шоковый характер. Baker McKenzie стала последней крупной фирмой, которая 15 марта 2022 года объявила о закрытии российского офиса. Ирония судьбы: в 1989 году она была первой международной глобальной юрфирмой, зарегистрированной в РСФСР.
Ситуация с уходом ильфов продемонстрировала уязвимость юридического рынка России, считает управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев: «При этом он важная часть инфраструктуры, без которой невозможно ни развитие бизнеса, ни реализация масштабных проектов, ни восприятие нашей страны как правового государства».
Как и многие сегодня, Сергей Пепеляев теперь призывает выработать четкие правила для доступа зарубежного юрбизнеса к работе в РФ: «Для иностранных юридических фирм Россия — рынок, для нас — родина. В этом разница». Другие участники рынка не спешат закрываться от остального мира. «Не стоит бояться конкуренции, в этом надо видеть возможности для обмена опытом и адаптации лучших практик», — отмечает партнер Alumni Partners Екатерина Дедова.
Ряд материнских зарубежных компаний сейчас говорят о дружбе с оставшимися в России командами. Так, в головном офисе Baker McKenzie заявляют, что рекомендуют компаниям с вопросами по российскому рынку своих преемников — «Меллинг, Войтишкин и Партнеры». Представители Dentons указывают, что готовы сотрудничать с преемницей — Nextons, если это не нарушает санкционный режим.
Вариантов трансформаций у оставшихся в России юристов немного. Большинство команд выбрали работу под новой вывеской, ряд ушедших из прежних фирм партнеров создали свои компании, несколько юрфирм стали «хабом» для ведущих партнеров из разных ильфов.
Не хватило гибкости
Иностранные юридические гиганты исчезли, но противостояние культур ильфов — рульфов сохранилось, отмечают в юридической компании Orion Partners. Оппозиция трансформировалась в соревнование между исконно российскими компаниями и вновь появившимися на правовом рынке страны преемниками иностранцев. «Традиционным рульфам не хватило гибкости и адаптивности в текущей ситуации», — заключает партнер Булат Жамбалнимбуев из компании Better Chance — фирмы, объединившей выходцев сразу из нескольких зарубежных юркомпаний. По его мнению, в моменте рульфы проиграли, так как не смогли «поглотить» ильфовские команды, выбравшие создать свой бизнес.
Благодаря этому совсем новые юркомпании сохранили компетенции для работы по проектам с большими бюджетами. Так, в некоторых областях, например в крупных M&A-сделках и в проектном финансировании капиталоемких инфраструктурных проектов, в рейтинге «Право-300» 2022 года лидируют по-прежнему экс-ильфы.
Исключений в кадровом вопросе оказалось немного. Так, компания «МЭФ Legal» пополнилась выходцами из налоговой практики BCLP Russia. Вторая по численности сотрудников в России BGP Litigation собрала юристов сразу из нескольких ильфов — партнер Павел Кондуков из Kept, советник Александр Кирильченко из BCLP и советник Владислав Риков из Clifford Chance. «Мы занимаем открытую позицию по управленческим решениям: максимально используем возможности для синергии с яркими партнерами и командами, в том числе из бывших ильфов», — комментирует партнер BGP Litigation Дмитрий Базаров.
В итоге многое определит качество команд и их возможность сформировать клиентам конкурентное предложение, подчеркивает Булат Жамбалнимбуев.
Принудительный рост
В российской компании Orion Partners, собравшей экспертов из разных зарубежных юрфирм, выделяют два направления последствий ухода ильфов с рынка. Положительное — первоклассные специалисты получили возможность реализовывать проекты, ранее им недоступные из-за санкций. С другой стороны, российские проекты, брошенные ильфами, иногда подхватывались недостаточно квалифицированными командами. Но масштабного перераспределения запросов не произошло: отечественные клиенты, традиционно обращавшиеся к иностранным юристам по вопросам российского права, преимущественно сохранили отношения с ними после смены вывесок, констатирует управляющий партнер московского офиса, соруководитель судебно-арбитражной практики адвокатского бюро ЕПАМ Денис Архипов.
Юристы пытаются найти в ситуации плюсы. Первый — принудительный профессиональный рост: «Вышедшим из зоны комфорта специалистам пришлось наращивать качество услуг, чтобы продемонстрировать, что и без зарубежных офисов они могут работать не хуже. Плюс для новых компаний, образованных командами ушедших брендов, управляющий партнер LEVEL Legal Services Леонид Эрвиц видит в более гибких возможностях ценообразования и администрирования офисов: «От этого новые отечественные компании только в выигрыше, поскольку сами диктуют себе правила и могут умело лавировать в конкуренции с коллегами по рынку». Частичный переход сотрудников иностранных компаний в отечественные способствовал улучшению корпоративной культуры в российских юрфирмах, привнося новые требования к качеству продукта и корпоративной этике, добавляет он. При этом перед некоторыми новыми игроками рынка остро стоят вопросы организации управления.
Другая проблема — позиционирование новых брендов: доверители и даже сами участники юррынка до сих пор путаются, какие команды под каким названием теперь работают, отмечает Денис Архипов. Хорошо справились команды, ориентированные на сильный личный бренд юристов, дисциплину и высокий стандарт качества услуг, добавляет Екатерина Дедова.
Экс-ильфы лишились пласта международной работы от зарубежных офисов. Пока новые игроки рынка держатся на существующих клиентах и старых запасах со времен финансирования от головных офисов в иностранных юрисдикциях, уточняет Денис Архипов.
Новая реальность
Еще один плюс для российских юркомпаний сегодня заключается в том, что условия конкуренции стали более равными и у них появилось больше шансов на клиентскую работу, которую раньше отдавали иностранцам, подчеркивают в Orion Partners. С другой стороны, рынок превратился в высококонкурентный: клиенты, возможно, остались в плюсе, а вот юристы столкнулись с демпингом.
В долгосрочной перспективе уход иностранных компаний уменьшает конкуренцию, что может понизить общий стандарт оказания правовой помощи. «Можно по-разному относиться к ильфам, но бесспорно то, что они принесли на российский рынок высокие международные стандарты, показали своим примером, как надо вести юридический бизнес», — отмечает Денис Архипов.
«Мы станем свидетелями процесса дальнейшей трансформации юридического рынка — это дробление и объединение команд партнеров из ушедших с рынка международных фирм, переходы партнеров и юристов», — говорит Дмитрий Базаров. Наследникам международных фирм придется работать в новых реалиях, в непростых условиях, к которым не все смогут быстро адаптироваться. Модели партнерства в фирмах, которые они сейчас образуют, очень скоро будут протестированы этой новой реальностью на прочность, заключает эксперт.